Светлана Прокина
Семья в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
В детских садах и школах очень часто проводятся мероприятия по укреплению семей, сближению родителей с детьми, вовлечению родителей в жизнь детей. В связи с этим возникают вопросы «Что такое семья?», «Роль семьи в современном обществе».
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества. (По социологическому словарю).
Публикация «Семья в современном обществе» размещена в разделах
Вот именно на этой духовности и моральной ответственности педагоги и должны строить свою работу с семьей. Эта работа, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», является одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями. ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп. Одной из главных задач нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Влияние семейного воспитания на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. И не вызывает сомнений то, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ. Педагоги обязаны помочь молодым родителям увидеть недостатки, прорех в воспитании. Но это не должно сопровождаться нравоучениями и руганью. Наподобие: «Ваш сын очередной раз ударил девочку», наоборот, следует посочувствовать, дать деликатно совет, рассказать о новых методиках борьбы с таким поведением (например, очень популярна сейчас сказкотерапия, когда ребенок попадает в сказку и смотрит на себя как бы со стороны, возможно показать родителям мастер-класс.
В настоящее время в образовательной структуре произошли существенные изменения, основная ответственность за воспитание детей лежит не на образовательном учреждении, а на родителях. Детский сад должен, проводя воспитательную работу с детьми, вовлекать родителей в развлекательные, воспитательные и образовательные мероприятия. Конечно этот процесс довольно таки сложен, так как большинство родителей работают, каждый раз отпрашиваться с работы проблематично, другая проблема в том, что родители малоактивны, не откликаются на просьбы принять участие. В данной ситуации воспитатель прибегает к разным способам вовлечения: к пассивным и активным. Пассивные способы предполагают участие родителей отдаленно (фотографии, поделки, оформление фотовыставок, ведение воспитателем сайта группы и т. д., а активные предполагают вовлечение в жизнь сада (мастер-классы, собрания, развлекательные мероприятия, открытые просмотры и т. д.).
Все проводимые мероприятия должны рассматриваться и родителями и воспитателями как помощь в педагогическом процессе, так как большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для воспитателя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Результативность совместной работы проявляется: в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности; в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей; в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей; в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.