Ксения Тахташева
Семья как основа нравственного воспитания
▼ Скачать
«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей»,- писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, любой человек. И по сегодняшний день умы многих людей волнует вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Семья как основа нравственного воспитания» размещена в разделах
Так что же мы должны понимать под понятием нравственное воспитание ребенка в семье? Говоря о нравственном воспитании, необходимо точно представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья это- социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности, а так же семья играет наиважнейшую основу в воспитании.
Человек может приобрести различные профессии, но главная профессия женщины и мужчины, отца и матери это быть родителями. Стать родителем гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся и демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, то у них есть огромный шанс добиться побед в воспитании своих детей.
В глазах ребенка отец и мать ассоциируются как источник тепла, уюта,поддержки, без которых ребенок чувствуют себя беззащитным. Родители выступают для него как образец подражания, как друг, советчик, которому можно доверить все.
И на сегодняшний день мы хорошо понимаем, что основы нравственности формируются в семье. Первые понятия «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, безразличия и злость, формируются безусловно семьей и в семье. Таким образом перед нами выстаивается такая цепь: семья- ребенок -нравственность- поведение-поступок-семья.
Ребенок должен проводить больше времени с любящими его людьми: с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, с близкими людьми. В возрастном развитии человека очень важную роль играет нравственное воспитание в семье. Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко понимать, какие нравственные понятия должны формировать родители в своих детях с самого раннего возраста.
Только тогда нравственное воспитание носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда ребенок сам проявляет активное участие в своем нравственном развитии, когда он сам хочет быть хорошим. Именно в самом начале этот уровень наиболее важный, именно здесь закладывается поведение человека.
Дом для ребенка- школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, понимание, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей, не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть как родители и окружающие его близкие люди, проявляют свою любовь к ближнему.
Родители должны понимать и помнить о том, что их чувства и поступки по отношению к детям могут изменить то, что нельзя изменить приказом или наказанием. Родители должны уметь не только выполнять физические или материальные потребности- одеть, обуть, накормить и тд., но и умение показывать свою любовь, сказать ласковое слово, проявлять ласку, сочувствие и искренность.
Воспитывать в детях нужно все элементы их нравственного мира. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна духовность и доброта. Ребенок даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, моральную обстановку в семье и по своему реагирует на нее. Хорошие отношения родителей друг к другу, ласковая речь, спокойный тон в общении- это хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. В то время как злость, крик приведут к противоположным результатам.
Итак подведем итог, воспитывать нравственные потребности в ребенке –главная задача родителей, эта задача вполне выполнимая. Так что же нужно для ее успешного решения? Во первых родители должны развивать сами в себе нравственные потребности. Во вторых родители должны понимать важность нравственного воспитания детей в семье. В третьих, родители которые хотят воспитать своего ребенка не стихийно, должны начать анализ с самих себя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.
Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.
Любицына М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.
Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
Титаренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.