Адоньева Надежда
Семья и детский сад-источники формирования будущего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад- источники формирования будущего поколения.
Обновление системы дошкольного образования привело к повышению внимания к проблемам семьи и обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
В «Российском законе об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Поэтому актуальна необходимость формирования компетентного, грамотного родителя.
Публикация «Семья и детский сад-источники формирования будущего поколения» размещена в разделах
Современные семьи,разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все родители едины в желании самого наилучшего для своего малыша. Но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.
Задачей педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья», ведь каждая семья в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Содержание работы с родителями в нашей группе реализуется через многообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Мы используем традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями своих воспитанников.
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.
Мы проводим целенаправленную, планомерную работу с родителями. Это собрания, анкетирование, личные беседы, наглядная агитация, в «Уголке для родителей», помещаются консультации по интересующим вопросам, методические рекомендации. С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как «посиделки» ,совместные досуги, мастер-классы.
Я хочу поделиться с вами одной из форм работы, в которой огромное участие принимают родители воспитанников. Началось все с младшей группы, когда дети перешли к нам только из яслей и выяснилось, что уровень развития речи детей достаточно низкий.
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевого развития, умения давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли.
Исходя из выше сказанного. Были поставлены цели и задачи по развитию словестного творчества с помощью сказки. Это и знакомство с различными сказками, и сочинение собственных сказок с последующей театрализацией.
Создание собственных сказок - процесс постепенный. Вот с чего мы начали : купили блокнотики, назвали их «Сказочными» ,каждому ребенку свой, с именем. Каждое утро,приходя в детский сад дети брали свои «Сказочные блокнотики» и рисовали свою сказку. Каждый листочек – это день.
Утренний рисунок – это определенное состояние ребенка, это его внутреннее, личностное. Некоторые дети много дней подряд рассказывают про одно и тоже – это процесс привыкания друг к другу, к воспитателям. Повторение – это привычное,в чем человеку спокойно.
Поначалу есть дети, которые говорят: «Я не умею рисовать». Но не умение рисовать здесь главное, а материализация внутреннего мира ребенка. Бывает, что ребенок так и не стал рисовать, а после проснулся, спохватился и сел рисовать. А бывает,что так и не сел сегодня и не рассказал сказку. Что ж, главное, чтобы он видел, что мы об этом знаем и нам это не безразлично. По мере взросления у ребенка вырабатывается умение включать в свой рассказ (сказку) новы познания.
Почему ребенок именно рисует? Рисунок – это письменная речь. Это естественно для него. Это его внутренняя потребность, то, что он делает без подталкивания извне. Это графический материал, который мы можем фиксировать изо дня в день,с возможностью вернуться к ребенку, такому, каким он был месяц, год назад. Это важно, как для нас, так и для самого ребенка и для его родителей.
После того как рисунок закончен, мы его подписываем, не просто имя а и то, что там нарисовано. Получается сказка,у всех она разная и по объему и по содержанию. Дети в младшем возрасте просто показывают : «Это бабочка. Это цветы». Уже хорошо! Постепенно они начинают повествовать.
Если ребенок молчит, то я перечисляю то, что нарисовано.
Например : «Здесь у тебя много синего, а внизу- красное…». Ни в коем случае не опережая своим видением, благим желанием помочь : «Наверное, это у тебя такое синее небо, а это костер?»
Тексты зачитываются перед всей группой.
Например: «Это у меня снег. А это у меня день. Фонарик простой. Он думает, что уже ночь, а уже светло. А вот у меня светло». Или : «Это осыхальник от дождика». Или : «Лес. И птицы все забрасали своим чириканьем». Все это – дословно детский текст, без правок или добавлений.
Мы заметили, что тексты младших детей более плее поэтичны, более красивы, более интересны и неожиданны. У старших детей есть тенденция к подробному перечислению событий, большей логичности.
«Я искал золото. Я прошелся и попал в капкан. У меня был меч. Я ногу мечом вытащил. Вместо нее меч всунул».(Сережа 5 лет). Или : «Это грязная вода. А вот мальчик чистый. Он зашел в воду и стал грязный. И он утонул».(Захар 5,5 лет)
Наиболее понравившуюся историю мы вместе разыгрываем через движения, ритм, звуки и пластику. В этом нам помогает педагог дополнительного образования.
Родители в этом процессе принимают огромное участие. В конце каждого сезона мы устраиваем праздник «Сказка в гости к нам пришла». Главные участники- дети и их родители. Они придумывают сказку и показывают ее зрителям.
С одной из сказок, придуманной нашими воспитанниками и их родителями мы участвовали в городском творческом конкурсе для дошкольников «Моя сказка», где заняли призовое( 3-е) место.
Сказки инсценируются не только детские, но и известных писателей,русские народные.
Это не только традиционные спектакли, но и пальчиковый, настольный театр, театр теней, в изготовлении которого непосредственное участие принимали родители.
Но самыми любимыми у детей остаются сказки, которые они сами сочинили и поделились ими с другими детьми и родителями.
Сейчас у нас старшая группа. И очень приятно наблюдать за изменениями, происходящими у детей и родителей.
Это обогащение словаря детей, развитие монологической речи, умение связно высказываться, образное мышление, творческое воображение, память, развитие актерских способностей
Со стороны родителей мы заметили повышение активности в совместной деятельности с детьми, повышение интереса к образовательным процессам. С большим интересом посещают наши мероприятия, задают интересующие их вопросы, делятся своими впечатлениями, приобретенными навыками с другими родителями. Радуются достижениям своих детей, отмечая изменения не только в качестве речи, но и в общем развитие ребенка, раскрепощении. Многие дети перестали стесняться публично выступать, в семейном кругу перед родственниками и знакомыми с легкостью могут спеть, рассказать стихотворение.
Воспитание в семье и работа педагогов ДОУ дополняют друг друга.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, представляет возможность понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
В результате взаимодействия семьи и ДОУ ребенок получает гармоничное развитие.
Спасибо за внимание!