Татьяна Крючкова
Косультация для родителей «Семья — главная школа воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
“Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья, отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам ”,- говорил В. А. Сухомлинский. Семья- это “ школа чувств ”.Маленькие дети особенно нуждаются в заботе, любви и ласке своих родителей, у них большая потребность и необходимость в общении со взрослыми. Ребёнок каждый день ощущает близость родных ему людей, его благополучие полностью зависит от отца, матери и других членов семьи. Важным для формирования личности ребёнка являются внутрисемейные отношения дружбы родителей, взаимоуважения, положительная атмосфера эмоциональных связей между родственниками, духовная близость между членами семьи, умение организовывать свою совместную жизнь. Немаловажную роль играет и наличие педагогических знаний общения родителей с ребёнком, их умение правильно общаться с ребёнком, включать его с малых лет во взаимоотношения со взрослыми, привлечение ребёнка в совместный с ними бытовой труд. Ребёнок подражает своим родителям как самым близким образцам, овладевает при этом нормами их поведения, нормами отношений к людям, находящимся рядом с ним. Личность ребёнка формируется под влиянием воспитания родителей. Но не секрет, что далеко не все современные родители, особенно молодые, имеют достаточный уровень общей педагогической культуры и необходимые для правильного общения с ребёнком педагогические знания. Родителям необходимо педагогическое просвещение. В повышении уровня семейного воспитания родителей дошкольников детскому саду принадлежит ответственная роль. Воспитатели имеют возможность ежедневно непосредственно общаться с детьми и родителями, выявлять характер семейного воспитания, добиваться единства влияний на ребёнка в детском саду и в семье. Совершенствовать систему педагогического просвещения, заботиться о том, чтобы вооружить родителей педагогическими знаниями – вот одна из главнейших задач современного воспитателя. ”Даже родительскую любовь нужно организовывать”,- говорил А. С. Макаренко. Большинство семей осознаёт, что несёт ответственность за воспитание своих детей, но не все семьи воспитывают детей правильно. Это можно объяснить многими причинами: многие родители не знают основ педагогики, недостаточный культурный уровень некоторых членов семьи, влияние пережитков прошлого, трудности в установлении единства требований к воспитанию между отцом и матерью, незнание родителями сильных и слабых сторон ребёнка, его особенностей нервной системы и др. Поэтому часто в семьях можно встретить ситуации, когда родители занижают или завышают требования к своим детям. Во многих семьях недостаточно много внимания уделяется нравственному воспитанию, хотя для этого имеются благоприятные условия. Не все родители считают нужным организовывать содержательное общение со своими детьми, и оно происходит только в процессе одевания, еды, купания и тд. Родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Сын или дочь играет, находится рядом, и у родителей складывается впечатление, что они общаются. Но на самом деле никакого общения не происходит. Есть родители, которые задаривают своих чад дорогими игрушками, лакомствами, не ограничивают доступ к телевизору и компьютеру, считая, что приносят этим пользу ребёнку, выполняя все его прихоти. При этом родители забывают о самой главной потребностью малыша - потребности общения с родителями. Многие родители не считают нужным отвести в своих домах и квартирах специальное место для игр и занятий детей. Детям не разрешается клеить, рисовать, лепить во избежание нанести вред дорогостоящей мебели. Очень часто можно наблюдать,как родители усердно стараются одеть или раздеть своего пяти-шестилетнего ребёнка,забывая об ещё одной важной естественной потребности - потребности в активности и самостоятельности. Теряя чувство меры в стремлении и желании удовлетворить все без исключения желания своего ребёнка, родители физически и нравственно изнеживают его. Такое неправильное поведение родителей часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, отрицательно сказывается на формировании характера ребёнка, разрушает его доверие к взрослым. А если ребёнок привык, что все его желания беспрекословно выполняются всеми членами семьи, тогда он растёт эгоистом и индивидуалистом. В таких случаях воспитатели вынуждены встать на защиту интересов своих воспитанников, разъяснить ошибки родителей, посоветовать, как создать необходимые условия для детского разностороннего развития. Групповые родительские собрания – это одна из целесообразных и действенных форм работы с коллективом родителей. Целью работы с родителями является просвещение родителей в вопросах воспитания, вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями, развитие стремления родителей формировать у детей нравственные качества, защитить детей от неоправданных наказаний, несправедливости. Анализируя поведение ребёнка дома и в детском саду, воспитатель вместе с родителями ищет правильные приёмы воспитания. Встречи родителей будут проходить живее и с большей пользой, если воспитатель будет ставить вопросы, побуждающие родителей к высказываниям о своём ребёнке, о своих взглядах на воспитание, методах и приёмах, которыми пользуются в данной семье. На собраниях,во время бесед педагогу необходимо подчёркивать необходимость отца и матери учитывать индивидуальные возможности и потребности ребёнка, проявлять терпение и мягкость к своему ребёнку,быть настойчивым в привитии ребёнку полезных навыков и привычек. Воспитатель должен разъяснить родителям, насколько важно общение с детьми, рекомендовать им игры, беседы,эксперименты, которые они могут провести с детьми дома. Каждая семья стремиться вырастить детей крепкими и здоровыми. Поэтому очень важно знакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка. Полезно провести обучение конкретным приёмам и методам оздоровления детей, приглашать родителей на мероприятия по оздоровлению детей, проводить мастер-классы. Ответственность за воспитание и сохранение здоровья детей в равной мере лежит на дошкольных учреждениях и на семье. Эффективность этой работы в большой степени зависит от единства усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ. Воспитателям надо использовать все возможности для того, чтобы расширить круг отцов и матерей, бабушек и дедушек, наблюдающих жизнь и деятельность ребят в группе детского сада, на участке, ибо каждое наблюдение очень полезно членам семьи. Необходимо вооружить родителей основными знаниями и умениями наблюдать за детьми, анализировать свою воспитательную деятельность, признавать допущенные ошибки, применять методы воспитания адекватно конкретной ситуации. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу помогут реализовать основную задачу: научиться смотреть на ребёнка как на человека, пусть ещё маленького, много не умеющего и не знающего, но всё же человека. Очень важно убедить родителей в необходимости с уважением относиться к стремлению ребёнка познавать окружающее, стимулировать это стремление, удовлетворять интересы ребёнка. Воспитатель должен донести до взрослых, что от них требуется большая выдержка, терпение, умение понять мотивы поступка ребёнка, правильными методами добиться нужного поведения ребёнка, его желания поделиться со взрослым своими впечатлениями или проблемами. Главное : родители должны быть очень внимательны и тактичны, чтобы не вызвать у ребёнка ни негативизма, ни комплексов, ни ощущения забытости и нелюбимости. Воспитатель должен научить родителей найти пути согласия с ребёнком, чтобы не потерять контакт с ним.