Татьяна Шерстнева
Семинар: Воспитание ЗКР. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в I и II мл. гр.
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар: Воспитание ЗКР. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в I и II мл. гр.
Семинар: Воспитание звуковой культуры речи
Организация и методика проведения занятий в I и II младшей группе.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
в I и II младшей группе.
Публикация «Семинар: Воспитание ЗКР, Артикуляционная и дыхательная гимнастика в I и II мл, гр,» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Семинар, практикум
- Темочки
Учитель - логопед Шерстнева Т. Ю.
Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и педагоги д/с, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств её решения является артикуляционная гимнастика.
Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, необходимая для произнесения звуков речи.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они видели лицо педагога.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ребенку его достижения, подбодрить.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.
Для красочного и забавного оформления игры - занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
Миогимнастика (для детей от одного года до трех лет): упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильного глотания, и укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации.
1. «Лошадки» - цоканье язычком в течение 30 - ти секунд;
2. «Заводим машинку» - длительное произнесение звука «д - дд» (30 сек);
3. «Погладим зубки» - кончиком языка сначала упереться в небо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов;
4. «Поцелуй» - вытянуть губы вперед хоботком и чмокнуть;
5. «Шарик лопнул» - надуть щечки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками;
6. «Петрушка» - при разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Во II младшей группе можно предложить педагогам игру «Веселый зоопарк». Дети выбирают понравившуюся игрушку и выполняют задание под речевое сопровождение воспитателя.
Рыбка
Рыбка ротик открывает,
Говорить она желает.
(Дети широко открывают и закрывают рот)
Добрый тигренок
Наш тигренок не кусается,
Нам тигренок улыбается.
(Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы)
Слоник
Тянет слоник хоботок,
Так он воду достает.
(Дети вытягивают губы трубочкой)
Киска
Тише, киске нелегко -
Она лакает молоко.
(Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперед - назад)
Обезьянка
Обезьянка - озорница
Может целый день дразниться!
(Дети, улыбаясь, произносят «пя - пя - пя», зажимая зубами широкий кончик языка)
Мишка - сладкоежка
Мишка очень любит мед,
Он его сейчас слизнет.
(Дети, открыв рот, облизывают, верхнюю и нижнюю губу)
Лягушка
На обед себе лягушка,
Ловит комара и мушку.
(Дети кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касаются верхней губы)
Попугай
Попугай волнистый мой
Вечно крутит головой!
(Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо - влево)
Панда
Эта пандочка - толстушка
Настоящая болтушка!
(Дети, открыв рот, выполняют вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы.
Жираф
У жирафа голова
Достает до потолка.
(Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего неба)
Озорной щенок
А щенок по кличке Шарик
Все гонял воздушный шарик,
Толстой лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
(Дети надувают и сдувают щеки)
Ежик
А у ежика иголки
Ох как колки! Ох как колки!
(Дети дотрагиваются кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки)
Любопытный гусь
Шейку вытянул гусак.
Вот так, вот так!
(Дети вытягивают вперед узкий кончик языка)
Лошадка
К нам лошадка скачет!
Что же это значит?
(Дети щелкают язычком, широко открыв рот)
Усталый лосенок
Лосенок высунул язык,
Он долго бегать не привык.
(Дети, открыв рот, улыбаясь, показывают широкий расслабленный язык).
Рекомендации воспитателям по выполнению дыхательной гимнастики:
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
Выдох должен быть длительным, плавным;
Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;
Не переусердствуйте! Достаточно 3 - 5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов:
«Футбол» (из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь забить «гол». Вата должна оказаться между кубиками).
«Вертушка» (для этой игры необходима игрушка - вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
«Солнце Маше светит, дует ветерок» (для одного ребенка);
«Солнышко нам светит, дует ветерок» (для подгруппы детей).
«Снегопад» (сделайте снежинки из ваты - рыхлые комочки. Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее).
«Летит снежок, летит снежок,
Легкий, как пушок»
«Листопад» (вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья: дубовые, кленовые, березовые; можно использовать настоящие листья деревьев. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони).
«Листики, листочки,
Падают на кочки,
А под кочкой спят ежи,
Листик, листик, - не шурши»
«Бабочка» (вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:
«Бабочка - коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки на березовой ветке!»
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Литература:
1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 2 - е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
2. Инновации - в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений (сборник статей) / Сост. О. Е. Громова. М. : - Линка - Пресс, 2008г.
3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб. : КОРОНА принт, 2004. - 80с., ил.