Оксана Фомина
Семинар в форме дискуссии «Как сделать пребывание ребёнка в детском саду интересным и полезным»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения : дискуссия
Прежде, чем начать дискуссию проведем небольшое упражнение.
1. Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель — прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.
Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в дет-ский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, не-знакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку. А мамы нет.
Публикация «Семинар в форме дискуссии „Как сделать пребывание ребёнка в детском саду интересным и полезным“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали? (высказывания педагогов)
СЛАЙД №1
«Как сделать пребывание ребёнка в детском саду интересным и полезным»
СЛАЙД №2
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) :
здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или каких-то физических де-фектов.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
И в настоящее время большое внимание уделяется именно эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду является необходимым условием полноценного психического развития.
Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стан-дарте дошкольного образования.
Пункт 3.2.5 этого документа гласит - «условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребёнком;
уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям».
СЛАЙД № 3
Эмоции - это психологическое состояние человека, проявляющееся в пере-живании человека по отношению к окружающему или самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно по-этому многие психологи (Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец, Владимир Петрович Зинченко и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности. Детские эмоции отличаются от эмоций взрослого человека:
- своим каледоскопом, своим спектром разнообразия их проявления,
- открытостью,
- частой сменяемостью,
- подвижностью,
- импульсивностью,
- неосознанностью,
- связанностью с выражением своих возможностей,
- ситуативностью (процесс возбуждения преобладает над процессами тор-можения).
Поэтому, гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
СЛАЙД № 4
Так, что же такое эмоциональное благополучие? Как вы считаете?.
Это состояние комфорта в окружающей действительности.
СЛАЙД № 5
Давайте перечислим, какие эмоции бывают у человека.
Радость Восторг Надежда Гордость Нежность Благодарность
Восхищение Любовь Умиротворение Умиление
Безмятежность Воодушевление Азарт Ликование Симпатия
Предвкушение
Гнев Раздражение Возмущение Недовольство Отвращение
Презрение Бешенство Обида Злость Досада
Зависть Негодование Злорадство
Неприязнь Ревность
Печаль Грусть Разочарование Тоска Сочувствие
Отчаяние Скорбь Сожаление Огорчение
Жалость
Горе
Страх Беспокойство Тревога
Ужас Паника Испуг Волнение
Настороженность Боязнь Опасение
Трепет
Стыд Вина Смущение Неловкость
Неудобство
СЛАЙД № 6
Что же влияет на комфортное состояние ребёнка? Для комфортного состояния ребёнка необходимы определенные условия. Давайте их назовем…. К ним относятся:
- психологическое здоровье ребёнка (заложенное при рождении);
- эмоциональное благополучие в семье;
- преемственность в работе всех специалистов ДОУ;
- доброжелательное общение взрослого с ребёнком;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- признание детским сообществом.
Решение педагогической ситуации… Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 1 Максим (2 г., придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.
Лена (2г. 5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.
СЛАЙД № 7
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что режим дня играет тоже не маловажную роль для эмоционального благополучия ребёнка. Большую часть времени малыши находятся в ДОУ. Смена привычного для них образа жизни, длительные расставания с родителями, тесный контакт с педагогами, со сверстниками, новая обстановка раскрывает весь спектр детских эмоций. И для того, чтобы дети быстрее адаптировались и им было комфортно в этой новой обстановке необходимо придерживаться определённого режима дня.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у ма-лышей отрицательное отношение. И поэтому я в своей работе использую раз-личные формы работы, приемы для создания эмоционального благополучия. Хотелось бы остановиться на перечисленных режимных моментах подробнее.
Приём детей – очень важный момент для ребенка. Утром малышам бывает трудно переключиться на другую обстановку, расстаться с близкими, поэтому воспитатель ежедневно проявляет им индивидуальное внимание: Назовите, пожалуйста приемы, которые использует воспитатель во время утреннего приема детей…. ласково приветствует, ободряет их, помогает и поддерживает общение, вызывает на игру с любимыми игрушками. Проводим с детьми игры на сближение, постоянно используем потешки, стихи и песенки, поощрение, похвалу.
СЛАЙД № 8
Во время культурно-гигиенических навыков используем: ….
- различные малые фольклорные формы, например: чтение потешек-
«Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!»
«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, деткам улыбаемся»,
«Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься вода!
Выходи, водица, мы пришли умыться!»
- игровые ситуации, например: «Поможем маме зайчихе научить зайчат умы-ваться»; «Поможем кукле Тане собраться на прогулку», «Покажите, как медвежонку правильно повесить одежду на стульчик»;
- практические упражнения «Чистые руки»;
- дидактические упражнения «Мыльные перчатки», ОДЕВАНИЕ…
Использую обязательно похвалу, поощрение, художественную литературу
«Куколка чумазая», «Мойдодыр» К. Чуковского и др.
СЛАЙД № 9
Что можно проводить во время прогулок?. Во время прогулок, в разное время года, провожу :
Подвижные игры («Карусели», «Бегите ко мне»)
Игры малой подвижности («Передай мяч», «Пузырь»,
Цель: Создавать положительный эмоциональный настрой, снять напря-жение, формировать желание играть небольшими группками вместе с педагогом,
Коммуникативные игры («Кто у нас хороший», «Апельсин»)
Цель: Вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми;
Индивидуальные упражнения («Сделай как я»)
Цель: Снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов;
Игры-забавы («Мыльные пузыри», «Ветродуй», «Воздушные шары»)
Цель:На поднятие положительного эмоционального подъёма,
Игры с экспериментированием (Игры с водой, песком, снегом)
Цель: Вызывать интерес и желание общаться с воспитателем.
Любимы детьми на прогулке чтение стихов, пение песенок, загадывание загадок – вновь все на общение друг с другом и со взрослым.
СЛАЙД № 10
Во время принятия пищи многие дети поначалу отказываются от еды, медлительны, неаккуратны, капризны. Для того чтобы дети активно и аккуратно кушали, настраиваю детей на спокойный лад. Что помогает нам настроить ребяток, давайте перечислим…. Поощрение и похвала, подбадривание, потешки и стишки хорошо в этом помогают. Сервировка стола, подбор детской посуды (с любимыми животными, так же помогают в этом. Увлекаем детей игровыми ситуациями: «Съешь кашу и увидишь собачку», «Мама кошка учит котят аккуратно кушать»; практическое упражнение «Умелая ложка»; «Ложечка за маму…»
СЛАЙД № 11
В спальной комнате дети сразу настраиваются на спокойный лад. Встреча с «охранником снов» их не пугает, а придает только наоборот успокоение. Можно включать на выбор тихую спокойную музыку (колыбельные) либо звуки леса, воды, дождя, либо любимую сказку. Длительный и спокойный сон снимает усталость и мышечное напряжение.
Решение педагогической ситуации: Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам!" - протестует ребенок. Перед нами кризис двух лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка - он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.
СЛАЙД № 12
В соответствии с результатами обследования нервно-психического развития детей по Печере в утренние и вечерние часы проводится индивидуальная работа в виде различных игр. Какие игры в работе с детьми раннего возраста можно применять?. Игры с песком и водой Игры с крупой
Коммуникативные игры Театрализованные игры
Прослушивание любимых песенок из м/ф Игры с крупными игровыми модулями Рассматривание книг и альбомов Чтение художественной литературы
Свободное рисование Игры на сенсорику Игры на дыхание Пальчиковые игры Индивидуальная работа Релаксация (уголок уединения)
СЛАЙД № 13
В конце дня происходит постепенный уход детей домой. Здесь опять важно проявить как можно больше индивидуального внимания каждому ребёнку. Какие методы и приемы можно использовать при уходе детей до-мой?. Ласково прощаясь с каждым, похвалить и отметить его успехи за день, настраивая его к завтрашней встрече.
СЛАЙД № 14
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоцио-нальное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития:
- планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей);
- организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек;
- учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т. к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку);
- все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Материалы должны быть яркими, красочными, привлекательными.
Организовывая развивающее пространство, какими принципа и подходами вы руководствуетесь?. (ответы педагогов, родителей).
А главное необходимо сориентироваться не только на создание предметно-развивающего, сколько эмоционально-развивающего пространства т. е. такое, которое способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Какие вы знаете центры развития детей в группах?
Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ:
- зона двигательной активности;
- центр песок-вода;
- уголок ИЗО деятельности;
- игровые двигательные модули;
- игровая «жилая комната»;
- центр развивающих игр;
- элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».
Зона релаксации (уголок уединения).
СЛАЙД № 15
Существует много форм взаимодействия ДОУ с семьёй. И только в совместном контакте всех педагогов ДОУ и родителей мы можем создать все необходимые условия для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Информационно-аналитическое (назвать)
Анкетирование, тестирование, опрос, беседы
Просветительское (назвать)
Общие, групповые родительские собрания, консультации, беседы, тренинги, семинары - практикумы, почтовый ящик, выставки, досуги, развлечения, экскурсии
Наглядно-информационное (назвать)
Информационные стенды ДОУ, папки- передвижки, памятки, фотовыставки, газеты, сайты ДОУ и педагогов.
Практико-ориентированное (назвать)
Праздники, развлечения, досуги, дни добрых дел, тренинги, встречи-знакомства, совместная проектная деятельность.
Рефлексия (раздать карточки)
СЛАЙД № 16
Своё выступление хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского: «Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы». Сохранив здоровье ребёнка, его эмоциональное благополучие, то мы будем видеть всегда вот таких детей, которые улыбаются, доброжелательны, разговорчивы, непосредственны, слушают других, обладают чувством юмора, не обижают других, не грубят, не дерутся, не кричат и не плачут.