Лариса Сосновских
Семинар — тренинг для родителей. Тема: «Детские истерики и капризы. Причины и реакция на них.»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое консультирование
Детские истерики и капризы. Причины и реакция на них.
(семинар – тренинг)
Цель:
формирование положительного поведения родителей, как реакции на детские истерики.
Задачи:
дать теоретические знания о кризисе 2-3 лет;
снять эмоциональное напряжение;
улучшить рефлексию взаимопонимания собственного ребёнка;
Публикация «Семинар — тренинг для родителей, Тема: „Детские истерики и капризы, Причины и реакция на них,“» размещена в разделах
- Детские истерики. Консультации
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
развивать умения проявлять педагогический такт в различных проявлениях детских истерик;
обучить нескольким приёмам борьбы с детскими истериками.
Целевая аудитория: родители, имеющие проблемы в общении с детьми 2-3 лет.
Временные рамки: 1,5 – 2 часа.
Подготовка: опросник - анкетирование родителей (социометрическое, на выявление стиля воспитания и эмоционального фона семьи, оформление приглашений для родителей, оформление странички на информационном стенде для родителей, изготовление памяток или буклетов для родителей, выставка совместных рисунков родителей с детьми «Моя семья», можно предложить по желанию родителей выполнить творческий мини-проект «А я один такой на свете!», результатом которого может быть сочинённое стихотворение, сказка, песенка, изготовленный видеоролик, фотоальбом и т. д.
Ход семинара-тренинга
Актуализация(20минут) :
Просмотр любого видеоролика, отрывка из фильма с содержанием детской истерики.
Теория и научная обоснованность(10минут) :
В развитии ребенка присутствует несколько так называемых периодов непослушания. Еще их называют детскими кризисами. Один из них наблюдается в 2 года, когда ребенок может вдруг закатывать истерики на ровном месте. Успокоить малыша в подобной ситуации удается далеко не всем. Кроме того, неправильное отношение к истерикам ребенка в 2 года может спровоцировать еще и психическую травму.
ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКИХ ИСТЕРИК
Истерика и капризы, одинаковые по природе происхождения, но отличны по экспансивности и способу выражения. Капризы – это намеренное поведение для получения желаемого, а истерики – непроизвольная реакция эмоционального бесконтрольного порядка, подкрепленная громким плачем, криками, ударами головой – вплоть до судорог.
Подобные состояния провоцируются вниманием взрослых и прекращаются сами по себе в виду его отсутствия. Поэтому мамочкам, для начала, неплохо бы определить «очаг возбуждения» и научиться, заранее, купировать причину и повод.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ ИСТЕРИК
Выплеск эмоционального раздражения у малыша характерной реакции может произойти по причине :
• усталости
• физического недомогания
• плохого настроения
• подражания другим
• внешнего раздражителя
• противоречивости требований родителей
• отсутствие навыков эмоционального контроля
• недостатка маминого внимания
• недопонимания временных категорий. Малышу не понятен смысл слов «потом», «завтра» или «подожди», поэтому невозможность сиюминутного удовлетворения желаний порождает импульсивный протест
• особенностей темперамента, обусловленных слабостью саморегуляции. Такие детки имеют выраженные негативные состояния, и реактивно реагируют на любые раздражающие факторы, вплоть до не комфортной погоды или шума.
Есть несколько подходов к тому, чтобы успокоить ребенка. Но доктор Комаровский советует просто не доводить до плача со стороны малыша. Остается узнать, как это сделать. Здесь нет каких-то сложных методов. И, тем не менее, их действенность достаточно велика.
КОМАРОВСКИЙ: КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ИСТЕРИКИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА
Родителям для начала необходимо уяснить, что полностью защититься от истерики не получится. Но все-таки определенные меры позволят уменьшить риск их появления у малыша в 2 года. Комаровский советует не пренебрегать следующими советами.
Ребенка в 2 года важно обеспечить достаточным сном. Выспавшийся ребенок намного реже приходит в истерику.
Необходимо сформировать для ребенка 2 года правильный режим дня. Кормление, игра, прогулка, сон – все это должно выполняться в определенном порядке, к которому привык малыш.
Большое количество раздражающих факторов и множество ярких впечатление в один день недопустимо.
Следует постараться научить ребенка выражать собственные мысли словами. Если он чем-то недоволен или чего-то хочет, он должен сказать об этом.
Назревающее недовольство ребенка в 2 года нужно попытаться вовремя пресечь. Действовать следует мягко. В непринципиальных вопросах можно уступать.
О каких-либо изменения в обычном режиме дня малыша требуется предупреждать заранее. Тогда для него это не станет неожиданностью.
Столь несложные рекомендации Комаровский считает лучшими. Но все-таки истерики у ребенка 2 года, Комаровский это признает, невозможно исключить полностью. В какой-то момент они все равно появляются. Что тогда делать? В этом случае также можно найти полезные советы.
КОМАРОВСКИЙ: КАК СПРАВИТЬСЯ С ИСТЕРИКОЙ РЕБЕНКА 2 ЛЕТ
В тех ситуациях, когда истерики избежать не удалось, необходимо действовать мягко, но настойчиво. Самое неправильное действие родителей – угрожать малышу и говорить, что он будет наказан. Если истерику и получится заглушить, то ненадолго. Кроме того, в скором времени она снова может разразиться, причем, с еще большей силой. Это объясняется тенденцией детей копить агрессию и обиды. Соответственно, новых скандалов избежать попросту не удастся.
Также Комаровский предупреждает родителей, что им не следует постоянно задабривать ребенка в 2 года, лишь бы он прекратил истерику. Такое задабривание в скором времени станет для ребенка основной целью. Поэтому он начнет устраивать истерики специально для того чтобы добиться желаемого. Если он плачет или кричит, в первую очередь необходимо дождаться, когда малыш наконец-то успокоится. После этого нужно попытаться выяснить, по поводу чего была истерика.
Как бы то ни было, маме и папе придется научиться отказывать ребенку 2 года в чем-то. Иначе у отпрыска разовьется привычка манипулировать взрослыми. Поиск компромисса в этом случае – также невероятно важное действие. При отказе ребенку в чем-то важно привести аргументы, которые ему доступны. И только в том случае, если ребенок не успокаивается долго, можно применять наказания. Но только не телесные.
В вопросе истерики у ребенка в 2 года Комаровский придерживается хорошо понятной позиции. Он подчеркивает, что родителям необходимо быть в меру жесткими и авторитарными. Но их отношение к малышу не должно перерастать в диктатуру. В противном случае не получится сохранить теплые и доверительные отношения.
ИЗБЕЖАТЬ БУДУЩИХ НЕВРОЗОВ ПОМОГУТ:
1. Комфортно организованная среда, соответствующая потребностям развития.
2. Безусловная любовь и полное принятие ребенка с его, на ваш взгляд, минусами в поведении.
3. Нестереотипный подход в воспитании – не следует «впихивать» ребенка в субъективные рамки, в которых сами выросли.
4. Полное эмоциональное принятие с правом формирования личной позиции.
5. Игровая составляющая в общении. Лучше творческих бесед, на языке игр, природа и мир пока ничего не придумали.
6. Проследите за количеством запретов. Постоянное категоричное «нет», будет тормозить личностное продвижение на пути реализации природных способностей.
7. Предусмотрите противоречивость в ограничениях. Если что-то нельзя было вчера, значит, запрещено и сегодня. Ваша шаткая разрешительная позиция поспособствует развитию неуверенности и истерического невроза страха.
Придерживаясь перечисленных составляющих, вы сумеете наладить комфортное общение, избежать детских истерик, уберечь кроху от неприятностей психологических процессов.
Практическая часть (от 1 до 1,5 часов) :
1. Давайте познакомимся.
Родители представляют совместные с детьми творческие работы.
2. Деловая игра «Закончи мысль».
Родителям предлагается лист бумаги с началом предложения, которое нужно продолжить и объяснить. Варианты предложений: «Капризы ребенка вызывают у меня….», «Упрямство побуждают меня….».
3. Упражнение на визуализацию.
У каждого человека есть свои ожидания, свои потребности, которые необходимо учитывать в семье.
Предлагается закрыть глаза и увидеть:
Представьте себя маленьким, только что рожденным ребёнком. Вы новорожденный маленький ребёнок. Что говорят о вас окружающие? Что говорят вам ваши родители? Что вы чувствуете?
Шло время, и вот вам уже 3 года. Что теперь говорят о вас окружающие? Какая должна быть девочка (мальчик? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете? О чём думаете сейчас? Вам 3 года.
Шло время и вы девочка (мальчик) подросток. Что вам говорят ваши родители о том, каким должны быть вы? Что можно, а что нельзя вам делать? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?
Сейчас вы мать (отец, вы жена (муж). Что вам говорит ваша вторая половинка и ваши родители о том, какими вы должны быть сейчас? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?
Сейчас я досчитаю до 5 и вы откроете глаза.
Обычно упражнение вызывает бурную эмоциональную реакцию.
4. Упражнение «Чудо - огонёк».
Родителям предлагается написать на листочках: «Что мешает жить и общаться». Затем предлагается смять, порвать и сжечь. Пока горит всё, что мешает жить, попросите загадать что-то хорошее для своей семьи. Это упражнение, как правило, помогает преодолеть негатив. Во-первых, созерцание огня и его тепло успокаивает, вызывает положительный эмоциональный настрой. А загадывание желаний вносит элемент детскости и веру в сказку, в чудеса.
5. Упражнение «Взгляд».
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий и т. д. Обсуждается значение взгляда в технике общения.
6. Упражнение «Обними радугу».(Авторская тренинговая техника).
Участники группы встают и располагаются друг от друга на расстоянии вытянутых рук в стороны. Ведущий предлагает закрыть глаза и медленно, поднимая вытянутые руки ладонями вверх над головой, нарисовать радугу, представляя все её яркие цвета. Глаза открыть, улыбнуться, руки медленно вниз. Повторить два раза. Затем, делая глубокий вдох с закрытыми глазами обнять себя, мысленно прижимая к себе любой цвет радуги. Выдохнуть с удовольствием, открыть глаза. Обнять каждый цвет. Вдох и выдох можно производить с голосом.
7. Психологический практикум.
Проверьте свои установки на общение с ребё нком: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
1. А) Я должен как можно больше предоставлять ребёнку самому принимать решения. Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать. Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания. Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться. Б) Я всегда авансирую доверие ребёнку.
Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
8. Рефлексия впечатлений.
Что понравилось?
Что не понравилось?
Было ли полезно для меня?
С каким настроением ухожу?
Что бы я посоветовал?
9. Прощание.
Все встают в круг. Соединяют руки так, чтобы одна ладонь была под ладонью соседа, а другая на ладони другого соседа. Говорят хорошие пожелания и передают с помощью ладони другому. Можно пройти несколько кругов.