Наталья Маркина
Семинар «Стили воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Семейное воспитание : иерархия, стили, авторитет родителей»
Анкета «Стиль семейного воспитания»
Инструкция: Уважаемые родители, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Для этого просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать наиболее для Вас предпочитаемый вариант ответа из четырех предложенных.
Вопросы:
1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека: наследственностью или воспитанием?
А - Преимущественно воспитанием.
Публикация «Семинар „Стили воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Б - Сочетанием условий задатков и условий среды.
В - Главным образом, врожденными задатками.
Г - Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А - Это игра слов, софизм, имеющий мало отношений к действительности.
Б - Абсолютно с этим согласен.
В - Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г - Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным?
А - «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу)
Б - «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)
В - «Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)
Г - «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер)
4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А - Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит
Б - Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В - Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г - Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А - Если попросит, то можно дать.
Б - Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В - Целесообразно выдавать некоторую сумму денег на определенный срок (на неделю, на месяц и т. п., чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г - Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А - Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б - Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В - Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.
Г - Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.
7. Как Вы относитесь к сквернословию ребенка?
А - Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б - Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В - Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г - Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Сын-подросток хочет провести выходные на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы Вы его?
А - Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших.
Б - Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В - Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя конечно в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г - Не вижу причины запрещать.
9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А - Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б - Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В - Расстроюсь.
Г - Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А - Безусловно.
Б - Стараюсь.
В - Надеюсь.
Г - Не знаю.
Обработка результатов:
Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
АВТОРИТЕТНЫЙ Б В В Г В Г А Б Г Б
АВТОРИТАРНЫЙ А А Г В Б Б Б А А А
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ В Б Б Б А А Г В В В
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ Г Г А А Г В В Г Б Г
Интерпретация полученных данных:
Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь вероятно идет о каком-то противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль : Вы осознаете свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль : Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительною, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.
Либеральный стиль : Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный («попустительский) стиль : Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большое участие и поддержку с Вашей стороны!
Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.
Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.