Вахитова Ольга
Семинар «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»
Форма: Научно-практический
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в способах поддержки детской инициативы и самостоятельности
План проведения:
• Актуальность темы
• Теоретическая часть «Инициативность и самостоятельность дошкольника. Что это?»
• Практическая часть «Способы поддержки самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте»
• Рефлексия.
Ход семинара
Публикация «Семинар „Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Старший воспитатель: Добрый день уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на нашем семинаре и начать хочу с небольшой игры «Паровозики»
Цель: выявить инициативных педагогов, которые встанут на место паровозов, вместо вагончиков.
Инструкция: предлагаю превратиться в маленьких девочек и поиграть в игру: «Паровозики». Нужно быстро объединиться в паровозики по количеству названной цифры. Например: если я назову цифру 2, то все объединяются в 2 паровозика, если скажу 3 – в три и т. д. ,
Обратить внимание присутствующих на тех педагогов, кто стал во главу паровозиков, это воспитатели, которые проявили инициативу в игре. Пригласить сесть на свои места.
Обсудить игру.
- Тот, кто был в роли паровоза, а не вагончика, как вы себя чувствовали?
Ответы педагогов.
Старший воспитатель: По результатам педагогической диагностики за 2022-2023 учебный год сформированность таких качеств как самостоятельность и инициативность у воспитанников нашего детского сада находится на невысоком уровне, а ведь в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Поэтому в годовом плане на 23-24 учебный год нами была запланирована одна из основных задач: создать оптимальные условия для поддержки инициативы и самостоятельности детей. И сегодня мы с вами на семинаре постараемся выяснить, какие условия нужны ребенку дошкольного возраста для формирование у него самостоятельности и инициативности и созданы ли эти условия у нас в детском саду.
А сейчас я предлагаю вам у себя на листочках написать, какими качествами, по вашему мнению, обладает самостоятельный и инициативный ребенок.
Педагоги на листочках пишут качества самостоятельного и инициативного ребенка.
Сравним наши с вами суждения с целевыми ориентирами, которые говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей, определяемыми ФГОС:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
-знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Так что же такое инициатива и самостоятельность, как не подавить в наших воспитанниках эти важные для его будущей жизни качества и помочь их развить? Разобраться в этих вопросах нам сегодня помогут наши коллеги.
Выступление воспитателей.
Способы поддержки самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
1 выступающий: Необходимым условием для развития у ребёнка инициативного поведения является его воспитания в рамках развивающего, а не авторитарного общения со взрослыми. В своей возрастной группе использую педагогическое общение, основанное на принципах понимания, любви, и терпимости к детям, которое является условием полноценного развития самостоятельности и позитивной свободы.
Учитываю рекомендации психологов, которые установили, что каждому возрастному периоду жизни ребёнка соответствует своя «ведущая деятельность». Следует всячески поощрять любую инициативу ребёнка, стимулировать его действия, направлять, поддерживать. Ребёнок только тогда способен усвоить одно из главных правил самостоятельного поведения, когда его действия завершаются результатом.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО, в реализуемую в нашем дошкольном учреждении образовательную программу включён раздел: «Способы и направления поддержки детской инициативы», разработаны методы и приёмы, позволяющие развивать и поддерживать у воспитанников самостоятельность и инициативу.
Важно создать в группе разнообразную по содержанию доступную развивающую среду, с учётом возрастных особенностей детей. По мере необходимости моделируем и изменяем предметно-развивающую среду, вносим в неё мотивирующие элементы. Образовательная и игровая среда направлены на развитие и мотивацию к занятиям познавательно-исследовательской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; развитие познавательного интереса, обогащение собственного познавательного опыта детей по восприятию окружающего мира. Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью:
• создания комфортной среды для свободного выбора детьми вида деятельности;
• оказания помощи детям, с целью поддержки детской самостоятельности и инициативы.
Важно сказать о совместной деятельности воспитателя с детьми, так как это одно из требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Наша задача решать образовательные задачи в совместной партнёрской деятельности с детьми, создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. При этом следует уважать мнение каждого ребёнка, в общении отдавать предпочтение диалогу с детьми, предоставлять детям свободу выбора (деятельности, партнёра, материала).
Совместную деятельность с детьми мы реализуем посредством различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, восприятия художественной литературы, музыкальной, трудовой). Выбираем формы и методы работы в зависимости от возрастных особенностей детей, их уровня освоения образовательной программы. В процессе организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий. По мнению Н. А. Коротковой: воспитатель включён в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно; дети свободно двигаются и перемещаются; образовательная деятельность имеет открытый временный конец (каждый ребёнок работает в своём темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребёнок чувствует и осознаёт свою успешность в любом виде детской деятельности.
Эффективно позволяют решать поставленные задачи развивающие методы и приёмы :
• Ситуативные разговоры с детьми;
• Наблюдения;
• Моделирование;
• «Погружение» в запахи, звуки, краски;
• Подражание голосам и звукам природы;
• Дидактические игры, обучающие, творческие, развивающие;
• Опыты, игры-эксперименты;
• Использование художественного слова;
• Игровые действия, трудовые поручения.
Организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда позволяет проводить с детьми опыты-эксперименты в процессе образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности («Мельница» – игры с водой, «Шарик катится по дорожке», во время прогулки. Дети младшего дошкольного возраста познают мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. С удовольствием знакомятся со свойствами материалов, объектами неживой природы: «Где живёт вода? «Для чего она нужна?», «Тонет-плавает», «Почему сухой песок сыплется, мокрый – нет?». В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода прозрачная, без вкуса, не имеет формы, льётся; тяжёлые предметы в ней тонут, лёгкие - плавают; бумагу можно смять, порвать, в воде она намокает; ткань мнется, рвётся, режется, бывает мокрая, высыхает; дерево твёрдое, прочное, бывает гладкое, шероховатое, в воде плавает. В ходе опытов-экспериментов даю возможность удовлетворит любознательность детей, предлагаю высказать свои предположения, почему так происходит, самостоятельно поучаствовать в игре-эксперименте. Исследовательская деятельность детей позволяет развивать у детей умение действовать самостоятельно, повышает познавательный интерес; даёт возможность не сдерживать инициативу детей; позволяет самим сделать свои «маленькие открытия». Организуя в группе познавательно-исследовательскую деятельность, прежде всего обращаю внимание на создание условий, подбор необходимых материалов и оборудования; проявляю искренний интерес к исследовательской деятельности, выбранной детьми; обязательно задаю и отвечаю на вопросы «маленьких исследователей»; предоставляю возможность свободного выбора вида деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Установление доброжелательных отношений в группе детей и за её границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, игры, продуктивной деятельности.
«Развитие детской инициативы в разных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте»
2 выступающий: В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. (Советский энциклопедический словарь)
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
2) Продуктивные виды деятельности.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Старший воспитатель: Поблагодарим наших коллег за выступление и попрошу вас обратить внимание, что одно из основных условий формирования у ребенка самостоятельности и инициативы это поддержка взрослого, в нашем с вами случае именно нас, воспитателей и специалистов, которые окружают ребенка в детском саду на протяжении всего дня.
У вас на столах лежат памятки с методическими рекомендациями О. А. Скоролуповой, по поддержке у дошкольников самостоятельности и инициативности в зависимости от возраста и приоритетной сферы инициативы. Предлагаю нам с ними ознакомиться. Эти памятки вы сможете убрать в копилку своей деятельности по поддержке детской инициативы.
Ну а сейчас, сделав вывод о формах, методах и приемах формирования самостоятельности и инициативности у наших воспитанников я предлагаю вам проиграть несколько педагогических ситуаций, так сказать экспромтом.
Примеры педагогических ситуаций:
- Кристина 3года. Самостоятельно взяла музыкальный треугольник и пытается на нём играть.
- Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.
- Дети вместе с педагогом играют в подвижную игру. Когда роль ведущего выпадает на Дашу, девочка отказывается войти в круг и продолжить водить. Садится на место и грустит.
- Влад 4 года, собираясь на прогулку, торопясь, надевает колготки задом наперёд; запутался в шарфе, пытается выскочить первым на улицу.
Проиграв педагогические ситуации, мы увидели, какова важность слов педагога! Это и поддержка начинаний ребёнка в какой-либо деятельности, либо непринятие ошибок или мелких неудач ребёнка. Ведь педагогу несложно сказать: «Я тебе доверяю», «Ты сможешь это», «Я рада за тебя».
Закончить своё выступление я бы хотела мыслью о том, что детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам.
Рефлексия
Возьмите, пожалуйста, каждый листочек и прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:
- Хорошо, что…
- Интересно…
- Мешало…
- С собой возьму…