Ирина Насибулина
Семинар «Региональный компонент. Краеведение»
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном бразовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Публикация «Семинар „Региональный компонент, Краеведение“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы Кемеровской области.
В октябре прошел конкурс «Краеведческих уголков».
В каждой группе были оформлены краеведческие уголки. В них собран материал для работы с детьми. Воспитатели групп подошли к созданию уголков творчески. В уголках есть макеты с достопримечательностями города, игрушки редких диких животных Кузбасса, альбомы, карта Кемеровской области, геральдика, коллекции минералов, книги и альбомы про быт предков, фотоальбомы, географические карты, рисунки и поделки детей и т. д.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
С 25 января по 1 февраля 2018 года в детском саду проходил КОНКУРС «ОТЧИЙ ДОМ – ЗЕМЛЯ КУЗБАССКАЯ»
Для конкурса было разработано положение в нем были прописаны все условия (сроки, место проведения, форма проведения, состав жюри). Конкурс походил 1 неделю, в нем принимали участие родители, дети и педагоги. Родители совместно с детьми делали поделки, рисунки в которых были отражены характерные особенности земли Кузбасской (макет разреза, достопримечательности города и т. д). Была организована выставка работ. Подведение итогов и награждение прошло 1 февраля. Все участники получили грамоты, победители дипломы.
Накопив материал, мы постепенно подошли к
непрерывной образовательной деятельности (3 этап)
с 4 по 8 февраля прошла неделя педагогического мастерства по внедрению регионального компонента в непрерывную образовательную деятельность.
Во всех группах прошли занятия:
«Моя семья» - младшая группа
«Дикие животные Кемеровской области» - средняя группа
«Лекарственные растения Кемеровской области» - старшая группа
«Родина моя» - Подготовительная группа
О некоторых вам расскажу чуть подробней.
Педагогический совет
В декабре прошел педагогический совет в форме игры «Что? Где? Когда?»
Задачи:
Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов.
Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению.
Вопросы для игры были связаны с Кемеровской областью. Вопросы были в разных формах: видео вопрос, блиц опрос и естественно была музыкальная пауза. По результатам игры выбирали «Знатока Кемеровской области». Все участники игры получили сертификаты.
ВЫВОД: : реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
А содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.
Спасибо за внимание!