Оксана Владимировна Авершина
Семинар-презентация «Приемы активизации умственных способностей дошкольника» (использование ИКТ)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:рассмотреть приемы активизации умственных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. определить основные приоритеты ДОУ в развитии дошкольников;
2. ознакомиться и внедрить в процесс педагогической деятельности приоритетные методы и приемы активизации умственных способностей дошкольника через развитие памяти;
3. рассмотреть пример использования «мнемотехники» и «пиктограмм», как главный фактор развития и формирования психических процессов у детей.
Публикация «Семинар-презентация „Приемы активизации умственных способностей дошкольника“ (использование ИКТ)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Основные приоритеты ДОУ в развитии дошкольников
.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.
Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную,
активную личность. Главная задача работы дошкольного образовательного учреждения - умственное воспитание подрастающего поколения.
В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности.
Чем лучше развиты у дошкольника восприятие, память, мышление, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность школьного учения, успешность дальнейшей жизненной перспективы.
Приемы активизации умственных способностей детей.
Приоритетным методом и приемом в активизации умственных способностей дошкольника является развитие памяти. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память).
Основные способы активизации памяти
• Мнемотехника– это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).
• Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания.
Эти приемы хорошо применять при запоминании текстов, в том числе и стихотворений. А так же наиболее благоприятны для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Пример использования «мнемотехники» и «пиктограмм» при работе с детьми
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Цель обучения с её использованием– развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания
В тексте выделяются ключевые слова и к каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Не надо, чтобы картинка была слишком подробной, необязательно, чтобы она являлась произведением искусства, требующей художественных навыков и желательно, чтобы она не содержала букв или цифр. Пиктограмма должна моментально напомнить слово или выражение, которое она изображает.
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок»
Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.
Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Список использованной литературы.
1. Блонский П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М. : Просвещение., 1964
2. Шаграева О. А. Детская психология: теоретический и практический курс. - М. : Владос, 2001.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., Стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000.
4. Эльконин Д. Б. детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М., 1960.