Елена Южакова
Семинар «Преемственность детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность детского сада и школы
Уважаемые коллеги!
Мы живем в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на развитие детей. Это отражено и в новых федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию. Поэтому одной из актуальных тем на сегодняшний день является подготовка детей к школьному обучению, которая приобретает особое значение. От ее решения зависит успешность последующего обучения ребенка в школе. Слайд 3
Публикация «Семинар „Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н. Н., Овчарова Р. В., Безруких М. И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Что понимается под «готовностью к школе» в настоящее время? Слайд 4. Это не отдельные знания и умения, а определенный их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Каковы же составляющие этого набора «школьной готовности»? Прежде всего интеллектуальная готовность, затем мотивационная и личностная, а так же достаточный уровень зрительно – моторной координации.
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Реализация мероприятий по развитию познавательных процессов, мотивационной и личностной сферы требуют участия всех сторон воспитательного и образовательного процессов – психолога, педагогов и конечно же родителей. Слайд 5.
Но прежде, чем приступить к внедрению каких – либо развивающих программ с целью подготовки ребенка к школе, мы должны знать его актуальное развитие, т. е. какими знаниями, умениями, качествами он обладает на данный момент.
Для этого в начале года проводится первичное обследование детей на готовность их к обучению в школе. Слайд 6.
Форма исследования на готовность к школе носит как групповой так и индивидуальный характер. Слайд 7.
В своей работе, по обследованию детей, я отдаю предпочтение экспресс-методикам. Т. к. они дают возможность одновременно охватить 10-15 детей, и при этом дают конкретный результат (методики на внимание, скорость переработки информации, рисуночные тесты и т. д.). В полном объеме названым требованиям отвечает методика Людмилы Аполлоновны Ясюковой. Слайд 8.
Результатом обследования является заключение о степени готовности ребенка к школьному обучению на начало года, составленное на основе сравнения его индивидуальных характеристик с возрастными нормативами. Слайд 9 .После чего мы делаем подборку упражнений, программ по развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностно- социальной сфер.
Подборка коррекционно – развивающих программ направлена на развитие ребенка.
Слайд 10. По программе Шарохиной В. Л. занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий –
1. интеллектуально-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
2. дыхательно-кординационные упражнения,напр. на активизацию и энергизацию работы стволовых отделов мозга, снятия мышечного напряжения.
3. симметричные рисунки, напр. на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. графические диктанты, напр. на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а т. ж. развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. пальчиковая гимнастика, способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а так же подвижности и гибкости кистей рук.
6. упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса переферического зрения, ретмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
15 занятий 1 раз в неделю (ноябрь - февраль).
Слайд 11. Пособие «Развитие эмоций дошкольников» Минаевой В. М. предназначено для психологов и воспитателей, оно предназначено для развития эмоциональной сферы детей старшего возраста. Системная работа с использованием игр и занятий способствует изменению взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознанию и контролю его эмоциональных проявлений. В него входит 14 занятий, в среднем 30 мин, 1 раз в неделю.
Данное пособие можно использовать в чередовании со следующими: Авдеевой Ю. В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» и Алябьевой Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Первая программа представляет практический материал по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности, что особенно свойственно детям с речевым развитием. Она разработана не только для детей с нарушением речи, но и с задержкой психического развития. Начало занятия всегда с ритуала приветствия, затем само занятие, кот. включает в себя пластические этюды, игры, методы арт-терапии, сказкотерапии. Занятий 18, проводятся 1 раз в неделю, рассчитана программа на 4 мес. Вторая программа разработана на основе ФГТ, включает арт-методы, помогает формированию культуры, интеллекта, личностных качеств, предпосылкам к учебной деятельности, обеспечивает социальную успешность детей. Программа рассчитана на 6 мес., 1 раз в неделю, продолжительностью 30 мин.
Последние 3 программы я в своей работе чередую, занятия проводятся с ноября до мая.
После повторной диагностики в апреле, по методике Ясюковой Л. А., мы получаем окончательные результаты готовности каждого ребенка к обучению в школе. Слайд 14.
Для лучшей наглядности мы разместили результаты в виде диаграммы. Слайд 15.
Психологом пишется психологическая характеристика на каждого ребенка, которая направляется в школу, где указывается его уровень психологического развития и рекомендован оптимальный для него уровень сложности образовательных программ, что является положительным фактором при определении учителем - по какой программе более оптимально сможет заниматься конкретный ребенок. В конце года проводится индивидуальная консультация с каждым из родителей и обсуждаются итоги подготовки ребенка к школьному обучению, даются рекомендации. При значительных отклонениях от возрастных требований родителям может быть дана рекомендация отложить на год поступление ребенка в школу для достижения им необходимой зрелости или посещение подготовительного класса.