Ольга Степанова
Семинар-практикум «Учимся проводить диагностику» для молодых воспитателей.
▼ Скачать + Заказать документы
Ст. воспитатель : Сегодня мы собрались на встречу с волшебницей игрой. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное» : я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.
1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
Публикация «Семинар-практикум „Учимся проводить диагностику“ для молодых воспитателей,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
5. Игра – окно в мир взрослой жизни.
6. Игра способствует развитию речи.
7. Игра имеет значение для умственного развития.
(после каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за детьми)
Ст. воспитатель : Обобщая выступления, я хотела бы прочесть слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»
Основная часть
Ст. воспитатель : Работа воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в долгой и кропотливой работе. В связи с этим хочу напомнить вам насколько важно знать что воспитатель должен быть настоящим наблюдателем – исследователем ребенка, а не пассивным участником.
(заслушиваются мнения педагогов)
Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Грамотно и правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы на будущее.
Ст. воспитатель : Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами игровых умений. Всего выделено пять критериев. Каждый из критериев соответствует определенному игровому умению. Критерии оцениваются по трем уровням: низкий, средний, высокий.
Задание: Необходимо проследить изменение показателей по каждому критерию от низкого до высокого уровня. После самостоятельной работы воспитателям дается возможность выступить по своей работе.
Ст. воспитатель : Одним из методов диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за игрой детей второй младшей группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка.
Участникам семинара предлагается взять по одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей – участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетно-ролевую игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, и т. д. После просмотра игры воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка в соответствии с системой оценки игровой деятельности.
(воспитатели рассказывают об итогах диагностики).
Ст. воспитатель : Главное в диагностики не в простом определении уровня игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы. Задание: составьте индивидуальные планы развития игровой деятельности детей, за которыми вы наблюдали в ходе практической работы.
Вариант плана работы, составленного воспитателем :
У Наташи низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребенком игрового опыта.
Для этого нужно:
1. Чаще вовлекать девочку в совместные игры с воспитателем;
2. На первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия;
3. Проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;
4. Приобщать к образно-ролевым играм, которые учат искусству перевоплощения;
5. Подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях
У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема – скудная речь. С целью развития речи, считаю Максиму нужно:
1. Создать условия для речевой активности;
2. Много говорить с ребенком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;
3. В ходе игры стимулировать словесное обозначение игровых действий;
4. Организовать практикум для родителей на тему «Играя, учимся говорить»
(ст. воспитатель оценивает планы)
Заключительная часть
Ст. воспитатель : В заключении я хочу отметить, что цель нашего семинара-практикума достигнута. Научившись проводить диагностику в дальнейшем я надеюсь вы будите применять ее в своей работе, а она в свою очередь будет помогать вам планировать вашу работу.