Елена Шугайкина
Семинар-практикум на тему «Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
План семинара – практикума.
1. Теория «История и классификация русских народных игр»
2. Практика. «Давайте поиграем»
3. Подведение итогов.
Итоговая рефлексия
Отзыв о семинаре – практикуме.
Решение семинара – практикума.
Уважаемые коллеги. Сегодня семинар практикум будет посвящен русским народным играм, как - средству приобщения ребенка к традициям русского народа.
Для начала, что бы настроиться на работу, мы с вами поиграем в игру «Поздороваемся».
Публикация «Семинар-практикум на тему „Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к е содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко, стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь.
Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:
1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью
4. Игры русских детей.
Классификация русских народных игр.
Перечень русских народных игр, возможных для использования по разным направлениям взаимодействия:
Человек и природа:
1. У медведя во бору; 2. Гуси-лебеди; 3. Филин и пташки; 4. Кот и мышь; 5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Хромая лиса; 9. Кошки мышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Змейка; 14. Ручеек; 15. Караси и карпы; 16. Переселение лягушек; 17. Зайцы и морковка; 18. Вороны и воробей; 19. Ворон-синица; 20. Бои петухов; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки.
Быт русского народа:
1. Охотники и утки; 2. Дедушка-рожок; 3. Рыбаки; 4. Невод; 5. Домики; 6. Золотые ворота; 7. Каравай; 8. Заря; 9. Встречный бой; 10. Ловись рыбка; 11. Удочка; 12. Корзинки; 13. Шишки, желуди, орехи; 14. Птицелов; 15. Кашевары; 16. Бабы; 17. Игры с песнями и хороводами.
Игры русских детей:
1. Лапта (тягло, бить-бежать); 2. Городки (рюхи, чухи); 3. Бабки; 4. Котлы; 5. Горелки; 6. Чижик (пыж, муха); 7. 12 палочек; 8. Чехарда; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Игровая; 13. Считалки; 14. Пустое место; 15. Кто дальше; 16. Платочек-летуночек; 17. Третий-лишний; 18. Ляпка; 19. Шлепанки; 20. Городокбегунок; 21. Хоровод; 22. Вышибалы; 23. Народный мяч; 24. Башни; 25. Снежки; 26. Игры с мячами; 27. Игры с завязанными глазами; 28. Игры с веревочкой; 29. Игры с прыжками; 30. Игры с бегом.
Русские народные состязания:
1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в круг; 3. Достань камешек; 4. Перетяни за черту; 5. Тяни на булавы; 6. Бои на бревне; 7. Цепи-кованные; 8. Колокол; 9. Тары-бары.
Игры классифицированы по содержанию и сложности построения игры. Простые игры:
1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в круг; 3. Достань камешек; 5. Перетяни за черту; 6. Тяни на булавы; 7. Бои на бревне; 8. У медведя во бору; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Шлепанки; 13. Снежки; 14. Филин и пташки; 15. Хромая лиса; 16. Бои петухов; 17. Бабки; 18. Котлы; 19. 12 палочек; 20. Считалки; 21. Ловись рыбка; 22. Каравай; 23. Удочка; 24. Кашевары; 25. Кто дальше; 26. Игры с мячами; 27. Ляпка; 28. Хоровод; 29. Игры с завязанными глазами; 30. Игры с веревочкой; 31. Цвет; 32. Летели, не летели; 33. Запрещенное движение; 34. Съедобное, не съедобное.
Переходные:
1. Дедушка-рожок; 2. Гуси-лебеди; 3. Шишки, желуди, орехи; 4. Кот и мышь; 5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Золотые ворота; 9. Кошки мышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Зайцы и морковка; 14. Платочек-летуночек; 15. Городок-бегунок; 16. Игры с бегом; 17. Колокол; 18. Птицелов; 19. Ворон-синица; 20. Горелки; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки; 25. Переселение лягушек; 26. Рыбаки; 27. Невод; 28. Корзинки; 29. Вышибалы; 30. Башни; 31. Третий – лишний; 32. Тары-бары; 33. Отгадай, чей голосок; 34. Хромой цыпленок; 35. Болото Оса; 36. Совушка.
Командные:
1. Змейка; 2. Ручеек; 3. Лапта (тягло, бить-бежать); 4. Городки (рюхи, чухи); 5. Чижик (пыж, муха); 6. Чехарда; 7. Игровая; 8. Пустое место; 9. Караси и карпы; 10. Вороны и воробьи; 11. Охотники и утки; 12. Домики; 13. Заря; 14. Встречный бой; 15. Бобы 16. Игры с песнями и хороводами; 17. Народный мяч; 18. Игры с прыжками; 19. Цепи – кованные.
У детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также к календарным народным играм. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. На Новый год, Колядки - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»
Игры могли быть:
• целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
• обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
• сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
2. Практическая часть.
Тренинг «Родной край».
Педагоги делятся на две команды и отвечают на вопросы:
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
3. Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);
4. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);
5. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);
6. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
7. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)
Викторина «Вопрос - ответ»:
Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
Главная роль в народной игре? (водящий)
Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость
Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).
Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома).
Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец).
Бело-синее чудо? (гжель).
Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).
Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).
Подвижные русские народные игры
Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.
Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.
Игра «Золотые ворота» (Считалка)
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Веревочка
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит 6 водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить. Правила. 1. Играющие должны веревку держать двумя руками. 2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Ручейки и озера
Дети стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала —это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги -озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игра «Клубок»
Цель игры: Повысить интерес к русским народным играм. Активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью посредством народной игры. Повысить интерес к русским народным играм.
Задачи: Не разорвать «нитку». Развивать координации движений, чувство ритма и воспитывать коммуникативные качеств а, а также способность ориентироваться в пространстве.
Игра «Заплетися плетень»
3. Итоговая рефлексия:
Каждый из здесь присутствующих за время семинара-практикума испытывал определ нные чувства.
С какими чувствами вы заканчиваете семинар?
Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня?
Вам предлагаются карточки, выберите и допишите фразы, выражающие Ваше эмоциональное состояние после проведенного семинара-практикума.
Сегодня я узнала…
Мне было…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я приобрела…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…
Отзыв о семинаре-практикуме «Русские народные игры – средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Ф. И. О. ___ Должность___
Являясь участником семинара-практикума по теме: «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста» отметила следующие положительные моменты___ ___
Пожелания___
Решение семинара-практикума:
1. Педагогам использовать материалы семинара-практикума в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
2. Продолжать рассматривать вопросы по игровой деятельности детей дошкольного возраста на городских методических объединениях.