Оксана Хорохова
Семинар-практикум для педагогов «Технология «кроссенс» в работе по развитию связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум «Технология «Кроссенс» в работе по развитию связной речи»
Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией «Кроссенс». Раскрыть её значимость и актуальность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кроссенс. Образовательная технология
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».
3. Вызвать интерес к использованию данной технологии в работе с детьми.
Оборудование: Презентация, таблицы с головоломками к данной технологии.
Ход выступления.
Ни для кого не секрет, что ежегодно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Наша общая задача - обеспечить доступность качественного образования для всех воспитанников. Ведь вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей позволят предотвратить и свести к минимуму вторичные нарушения.
Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении и развитии в целом.
Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений встаё т вопрос: как развить связную речь дошкольников интересно, нестандартно, но в то же время эффективно; а образовательную деятельность сделать для ребят интересной.
Как не дать устать или заскучать ребенку от полезного, но трудного занятия?
Как рутинные задания по обогащению активного словаря сделать увлекательными?
Как сформировать позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения?
Ответ один: использовать инновационные педагогические технологии.
Сегодня поговорим о технологии Кроссенс. Почему именно о ней? Её использование активно развивает речь, а также, способствует повышению мотивации к познавательной деятельности.
1 слайд. «Технология «Кроссенс» в работе по развитию связной речи» (Презентация)
2 слайд. Кто же авторы этой технологии?
Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь».
Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину (автор-составитель книги «Математики тоже шутят» логические задачи для детей). И философу Владимиру Бусленко (Владимир Николаевич Бусленко - советский ученый, доктор технических наук, философ и художник).
3-4 слайды. Данная технология позволяет добиться следующих результатов:
• Закреплять знания о предметах и явлениях, их признаках, состоянии, действиях;
• Работать над активизацией и расширением словаря, развитием грамматического строя речи;
• Работать над автоматизацией поставленных звуков;
• Развивать навыки связной речи;
• Закреплять умения классифицировать и обобщать предметы и явления;
• Развивать зрительное восприятие, логическое и образное мышление;
• Развивать умение анализировать, вычленять части, объединять предметы и явления в пары, группы, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам, вычленять объединяющий признак;
• Стимулировать инициативность, креативность и воображение.
Кроссенс также позволяет понять, на каком уровне находится ребёнок, помогает быстро выяснить, каков его словарный запас, как он умеет строить фразы, способен ли фантазировать.
5 слайд. Что же такое Кроссенс?
Идея технологии - объединить понятия, слова и образы воедино.
Слово «Кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «Кроссворд».
Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а Кроссенс с английского означает «пересечение смыслов».
Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений (кроссвордов, ребусов, головоломок, загадок).
Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления, что так актуально как для детей с речевыми нарушениями, так и для обычных детей.
Кроссенс способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как в игре «Крестики-нолики». Есть Кроссенс уже с открытым центральным квадратом (экраном, а есть со скрытой разгадкой.
Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками и определить тему кроссенса. Ответ находится в центральном квадрате. А также, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Применять Кроссенс можно на любом этапе работы с детьми : при определении темы, для постановки проблемы, при закреплении материала или как способ организации групповой работы.
Данная технология универсальна. Групповая работа в форме игры способствует созданию положительного фона, атмосферы здорового соперничества. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, учатся мыслить логически и творчески, обмениваются идеями, взглядами, представлениями, а это сплачивает детский коллектив.
6-8 слайд. Существует три способа решения кроссенса :
1. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого Кроссенса нужно лишь знание фактов, в нашем случае знание сказок. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
2. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
3. А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
9-12 слайд. Кроссенс можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Но начинать знакомство с данной технологией лучше не с 9 картинок, что будет для детей затруднительно на начальном этапе, а с 2-3-4х. Сути метода и его педагогического значения это не меняет. Постепенно дети смогут осилить кроссенс из девяти квадратов.
У дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, обозначать направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).
Например, картинка – еж, елка.
Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки? (У обоих есть иголки).
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.
Немного усложним. Буратино и табурет. Что общего? (дерево).
Чипполино и лук для стрельбы. Что общего? (лук)
Стул и велосипед? (сиденье)
Самокат - велосипед – автомобил? (транспорт)
Туча - зонт – грибы? (дождь)
Ещё вариант: «Улыбка» (Слайд 7) - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.)
Далее. (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.)
Ищем следующую связь (Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик»). А что общего у неё с шариками?
(Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики).
Далее. Собачку тоже зовут Шарик. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг).
О чём этот кроссенс? (О дружбе)
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
Применение технологии кроссенс позволяет создать ситуацию успеха. Дети могут начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ребенок вносит вклад в общее дело, а это очень важно - быть значимым!
Играть в Кроссенс можно как с одним ребенком, так и с группой. Конечно, нужно понимать, что это работа не одного дня. Мы не можем показать детям таблицу Кроссенс даже из 4 экранов и тут же ожидать разгадку. Дошкольники не поймут, о чём идёт речь. Для этого помогут приёмы работы с детьми : логические цепочки, «Умные вопросы», приём прогнозирования с помощью открытых вопросов, приём подбора ассоциативных картинок на заданную тему.
«Логические цепочки» - нужно найти логическую связь между предлагаемыми картинками. Такая игра с картинками, смыслами и понятиями очень нравится детям.
«Умные вопросы». Ребёнку даё тся задание:
-Какой признак объединяет картинки в одном ряду, а в одном столбце? Назови.
-Найди связь между соседними картинками, назови их.
«Приём прогнозирования с помощью открытых вопросов» :
-Как вы думаете, что будет дальше?- Почему вы так думаете? - А как бы вы хотели, чтобы было? Этот приём можно подключать к остальным приёмам.
Все эти игры подготавливают дошкольников к будущему разгадыванию кроссенса.
13-17 слайды. Примеры Кроссенсов.
18 слайд. Как составить Кроссенс?
При создании Кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Определяем тематику (общую идею).
2. Выбираем 9 элементов (образов, имеющих отношение к теме.
3. Находим связь между элементами.
4. Определяем последовательность элементов.
5. Сконцентрируем смысл в центральном элементе.
6. Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7. Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.
Кроссенс – хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями. Постепенно наступает такой этап, когда дети заинтересованы не только в разгадывании головоломки, но и самостоятельном придумывании. Самим составлять Кроссенс – очень интересное занятие.
Данная технология, своего рода, как итог всего пройденного и изученного ранее. Дети в старшем дошкольном возрасте начинают хорошо опираться на свой опыт. Используют в качестве ответов ту информацию, которую получили ранее.
Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для мотивации, самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей, т. е. развивается логическое мышление, связная речь.
Использование данной технологии вызывает интерес у детей. Данная работа показывает, что использовать интернет возможно не только для скачивания игр и просмотра мультфильмов, но и для создания интересных загадок, головоломок, ребусов, размещенных в таблицах.
Таким образом, «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей…
Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии работы, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряя процесс работы над речью, процесс творческого роста.
Задумка, замысел, осмысление и решение любого Кроссенса развивает и совершенствует креативные качества воспитанника, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.
Кроссенс способствует эффективности логопедического взаимодействия, интересен для детей, а также, способствует развитию речевых и умственных способностей дошкольников.