Анастасия Коровченко
Семинар-практикум «Семейная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
"Семейная гостиная" как нетрадиционная форма работы с родителями и педагогами.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители – основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие ДОУ сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Работа с родителями проходит как заочно так и очно.
Очные формы работы с родителями могут быть различные.
Темочки:
Цель: Обеспечение доступной и квалифицированной психолого-педагогической и консультативной помощи и информационной поддержки родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, получающих дошкольное образование.
Задачи:
- обеспечить информационную поддержку воспитательно-образовательного процесса;
- привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле воспитательно-образовательного процесса;
- повысить компетентность взрослых в вопросах развития детей путем саморазвития;
- организовать обратную связь с родителями воспитанников
Существуют как традиционные формы работы с родителями так и не традиционные, все эти формы работы помогают взаимодействовать с родителями.
Система взаимодействия с родителями – это:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализ участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составление планов: спортивных и культурно массовые мероприятий, работы родительского комитета;
- целенаправленная работа, пропагандирующая общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах - практикумах, консультациях и открытых занятиях, для этого существуют разные направления: наглядно-информационные, досуговые, организация дня открытых дверей.
Одной из важнейших задач в нашей работе, я считаю, является вовлечение родителей в жизнь детского сада. Чтобы решить эту задачу необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность.
Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс являются «Дни открытых дверей». Родители один раз месяц имеют возможность принимать участие в образовательном процессе. Происходит знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общую деятельность детей и педагогов, участие в играх, организованно-образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ. Данная форма работы способствует единению, партнерству детей, родителей и воспитателя.
В своей работе мы используем коллективные формы работы с родителями, например круглый стол “Мы вместе”. В данной форме работы родители взаимодействовали с учителем-логопедом. Родители смогли увидеть как проходят занятия с детьми и попробовать себя в роле детей.
Также был организован мастер-класс “Наши руки, наши знания!”, в котором принеманили участие педагог и родители. Педагог познакомила родителей с использованием пальчиковой гимнастики в работе с детьми и эффективностью их использования.
Вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, создаются условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, праздника. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.
В нашем детском саду также проводился мастер-класс “Тропа здоровья”. Где родители взаимодействовали с инструктором по физическому воспитанию. Родители приняли участие в утренней гимнастике и в физкультурном занятии. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Необходимо познакомить родителей между собой, сплотить их в коллектив, имеющий общие цели. Для этого был организован праздник “День матери”. В котором принимали участие воспитатели, дети и их родители.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Не случайно нами была выбрана такая нетрадиционная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ, как «Открытое занятие».
Открытое занятие в ДОУ — это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует родителям воспитанников и приглашенным коллегам своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных. А родители могут поучаствовать в занятии в роле детей.
Информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Возникла потребность использования ИКТ в качестве инструмента коммуникации, получения информации и в других аспектах жизни. Дошкольная среда не явилась исключением. Педагоги дошкольных образовательных учреждений активно включились в процесс создания виртуального пространства взаимодействия в качестве одной из новых форм работы с родителями воспитанников.
Заочная форма работа с родителями.
Цель: Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета.
Задачи:
привлечь педагогический ресурс семьи к вопросам развития, воспитания детей и повышение их родительской компетентности посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета;
повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей);
создать виртуальное пространство взаимодействия в качестве одной из новых эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников;
расширить способы общения, что будет способствовать значительному повышению общей эффективности образовательного процесса;
обеспечить информационную поддержку воспитательно-образовательного процесса;
гостиной» заключается в том, что средствами интернет-коммуникаций пользователь может получить достоверную информацию о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к информации о жизни детского сада.
Виртуальная среда имеет ряд возможностей для работы по осуществлению взаимодействия педагога и семьи:
- общение в сообществе в одной из социальных сетей; Сферум
- публикуем информацию о теме, которую мы изучаем с детьми в группе на протяжении недели. Это дает возможность родителям продолжить работу дома. Особенно благодарны за эту информацию родители тех ребят, которые в данный момент не посещают группу детского сада по какой-либо причине;
- предлагаем вниманию взрослых и детей дополнительный материал по изучаемым темам (стихи, названия рассказов, сказок, подборки фотографий, репродукций картин, видео и аудиозаписи, сведения энциклопедического характера и т. д.).
- размещаем фотографии с детьми в различных видах деятельности, с результатами их творчества. Очень приятно, когда участники сообщества оставляют свои комментарии к фотографиям или высказываются об увиденном, прочитанном при личной встрече.
- анонсируем некоторые культурные, познавательные мероприятия (выставки, спектакли, концерты и т. д.)
- в личном сообщении родители могут задать любой вопрос, касающийся своего ребенка, получить консультацию по интересующей теме или внести предложение по организации жизни и деятельности детей в группе детского сада.
Необходимо отметить возможность рассылать актуальную информацию (объявления, решения родительского собрания, отчеты родительского комитета и т. д.) "одним кликом" всем подписчикам сообщества.
- общение на сайте ДОУ, группы; В настоящее время каждое дошкольное учреждение имеет свой сайт, на котором содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании услуг, о педагогах, о мероприятиях, проводимых в ДОУ, с фотоотчётом последних, и т. д. С помощью сайта учреждения родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей, высказать свои пожелания, написать отзывы о работе ДОУ, что будет способствовать выявлению интересов и запросов родителей.
- проведение вебинаров, голосовых конференций с помощью программного обеспечения Skype.
- технология отправления, пересылки и получения электронных сообщений (электронных писем или email);