Валентина Чернева
Семинар-практикум с родителями «Здоровый ребенок — это будущее здоровое общество»
▼ Скачать +Заказ
Семинар-практикум с родителями : «Здоровый и счастливый ребенок – это будущее здоровое общество!»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.
Задачи:
• Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и результатами деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум с родителями „Здоровый ребенок — это будущее здоровое общество“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
• Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.
• Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
Форма поведения: семинар-практикум.
Участники: родители, воспитатели.
Предварительная работа.
1. Разработка памяток для родителей.
2. Оформление зала и подготовка оборудования.
3. Написание плакатов
«Здоровье – эта та вершина, на которую каждый человек должен
взойти сам».
«Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял,
здоровье потерял – всё потерял».
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка -это
важнейший труд родителей» В. Сухомлинский
Добрый вечер, дорогие друзья и уважаемые гости! Здоровье – основное и истинное достояние человека. Здоровье детей – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных отклонений; согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного, социального благополучия. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять свое здоровье.
Сегодня мы с вами и поговорим о здоровье – самом ценном достоянии человека. Назовем мы нашу сегодняшнюю встречу: «Здоровый ребенок – это счастливая семья и здоровое общество!»
Сегодня мы хотели бы начать нашу встречу с одной легенды.
«Легенда о человеке» Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и
задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали
решать, каким должен быть житель Земли.
Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным», другой
добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек
должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все
это будет у человека, он будет как мы».
Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить
человека, — его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни
предлагали глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А кто-то из
богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье.
Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов.
Здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы
начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем!
А сейчас я попрошу всех закрыть глаза (родители закрывают глаза). Звучит музыка (шум воды). Релаксация
Представьте себе: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья (родители открывают глаза).
«Какое бы определение дали вы понятию здоровья?»
Ответ: Здоровье – это есть :
1. отсутствие болезни;
2. нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»;
3. полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
4. умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
А еще в словаре Ожегова С. И. «здоровье» есть правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Сегодня мы поговорим о здоровье наших детей.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу мячик.
Ты катись, веселый мячик,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот пожелание скажет нам.
Всем нам хочется, чтобы ребенок вырос крепким, красивым, здоровым.
Игра «Ромашка»
На лепестках ромашки записана первая половина пословицы – продолжить…
В здоровом теле – (здоровый дух) Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле) Заболел живот, держи (закрытым рот) Быстрого и ловкого (болезнь не догонит) Землю сушит зной, человека – (болезни) К слабому и болезнь (пристает) Поработал – (отдохни) Курить – (здоровью вредить)
Вед: Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость. И мы с вами только что вывели составляющие здорового образа жизни.
Из чего же складывается здоровый образ жизни? Назовите факторы ЗОЖ.
Правильное питание;
Физическая активность;
Соблюдение режима труда и отдыха;
Отказ от вредных привычек;
Соблюдение рекомендаций врачей;
Полноценный сон;
Соблюдение гигиенических норм и правил;
Психологический комфорт;
Закаливание организма;
Ежедневные прогулки…
Назовите, пожалуйста, профилактические мероприятия
заболеваемости, которые вы проводите дома? (Ответы родителей)
Самое главное - это соблюдение правил личной гигиены. Ребенок, должен
без напоминаний зайдя в дом с улицы вымыть руки с мылом.
Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить
элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с
раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность,
самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут
ребенку войти в мир, здоровым и сильным.
Что относится к индивидуальным гигиеническим принадлежностям
ребёнка?
Как вы думаете, почему предметы личной гигиены должны
быть индивидуальны? (Ответы родителей)
В детском саду, дети используют только индивидуальные гигиенические
принадлежности (полотенца, постели, расчёски).
Закаливание – один из способов профилактики заболевания.
Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с
помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к
охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет
реагировать целесообразными защитными реакциями. При закаливании
одновременно происходит повышение иммунитета за счет увеличения
выработки в организме интерферона и других защитных факторов.
Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся:
солнечные, воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног,
контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.
Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание
квартиры — это закаливание в повседневной жизни.
Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется
особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется
индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние
здоровья ребенка и уровень его физического развития.
Соблюдайте принципы закаливания: постепенность и систематичность.
В “минимум” закаливания входит:
одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя
Дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не
означает больше на две кофточки.
укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате
(желательно в одних трусиках);
ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три
градуса ниже, чем дневная;
после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
В детском саду мы осуществляем: дыхательную гимнастику,
закаливающие процедуры с водой, пальчиковую гимнастику, ходьбу по
дорожкам здоровья, что служит для профилактики заболеваний.
На протяжении всего дня в группе поддерживается
оптимальный двигательный режим:
утренняя гимнастика (каждый день)
занятия по физической культуре 3 раза в неделю
физкультминутки (каждый день)
подвижные игры (каждый день)
спортивные праздники и развлечения
Показ с участием родителей.
«Самомассаж» (с мячиками-ежиками)
Этот шарик не простой Весь колючий вот такой. (движения соответствуют
Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. тексту)
Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять – нам пора и отдыхать!
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай, валяй. (катаем мяч ладошками)
У каждого из вас на столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Предлагаем их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм? А как думают по этому поводу воспитатели? (родители и т. д.)
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
"Здоровый человек - самое ценное произведение природы". Т. Карлейль.
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь".Гиппократ.
"Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л. Н. Толстой
"Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ лишь один человек не живет, зная что для него полезно". Плиний Старший.
"Здоровье - дороже золота". Шекспир.
"Здоровье - мудрых гонорар". Леонардо да Винчи.
"Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов". В. В. Гориневский.
"Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.
Здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней.
Всячески избегайте семейных сцен и шумных разборок в
присутствии ребенка. Если уж вы не поладили по какой-либо причине,
найдите возможность решить возникшие вопросы один на один; а если такой
возможности не представляется, хотя бы не повышайте голоса при
обсуждении возникших проблем и не размахивайте руками. В семьях, где
этим правилом пренебрегают, дети растут испуганными, нервозными.
Признаки стрессового состояния ребенка :
Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
Частая усталость;
Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость, или, наоборот,
проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки т. д.);
Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
Беспокойство, непоседливость;
Частое проявление упрямства, капризов;
Дневное или ночное недержание мочи;
Навязчивые привычки-сосание пальца, грызение ногтей, накручивание
волос на палец.
Чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте своих детей, им это необходимо.
Читаете ли вы книги своим детям и много ли вы времени отводите на чтение книг для детей?
Чтение – это не только обмен информацией, это гораздо больше. Это и совместное времяпрепровождение, проявление любви, воспитание в ребенке эмоций отзывчивости на переживания другого (персонаж сказки, а также обучение и развитие ребенка. Это ощущение ребенком покоя и радость общения.
Влияние чтения на развитие ребенка колоссально. Многочисленные исследования ученых показывают, что дети, которым читают с детства, по своему развитию к 7-ми годам опережают сверстников на 1-2 года. Дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в 2-3 раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать нужно до 12 лет; даже когда ребенок сам умеет это делать.
Предлагаем родителям сформулировать ответы на вопросы:
1. Что такое здоровый образ жизни? (это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья).
2. Какие методы и приемы для укрепления и сохранения здоровья вы знаете?
(прогулка, физкультура, массаж и т. д.)
3. Как вы считаете с какого возраста нужно приобщать детей к здоровому образу жизни?
Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь
ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье –
главная ценность жизни человека.
А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом. У
меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем
передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё
предложение. А предложение будет у нас одно для всех:
“Мой ребёнок будет здоров если …”. (Ответы родителей).
Как итог нашей работы мы можем сказать, что воспитывать ребенка здоровым - это значит с самого детства научить его вести здоровый образ жизни. И напоминаем основные компоненты здорового образа жизни :
• рациональный режим
• систематические физкультурные занятия
• закаливание
• правильное питание
• благоприятная психологическая обстановка в семье, доверие и взаимопонимание, совместное проведение досуга.
А закончить нашу встречу, мы хотели бы одной притчей:
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая
больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером,
когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил
дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин.
Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к
себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме
только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с
домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная
мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить
Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство.
Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл
дверь, за порогом уже ни кого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И
Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.
Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно
расставить именно в таком порядке.
А самое главное, помните: здоровье ребёнка в наших руках!
Решение родительского собрания :
1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
2. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня
детского сада.
3. Следить за правильным питанием.
4. Проводить профилактику заболеваний.
5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на
прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.
6. Создать дома предметно – развивающую среду для приобщения детей к
здоровому образу жизни. Проверить дома все травма опасные места и не
допускать детского травматизма.
Список литературы:
1. Алямовская В. А. Здоровье. – Москва, 1996.
2. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Москва, 2007.
3. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989.
4. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
5. Кудрявцев В. Т. Физическая культура и развитие здоровья дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 2.
6. Федоровская О. Физкультурно – оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. // ж. Дошкольное воспитание № 1 -2000.
Анкета для родителей «Путь к здоровью, силе, бодрости»
Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?
Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм?
Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?
Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?
Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?
Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?
Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?
Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?
Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?
Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?