Халипаева Регина
Семинар-практикум «Роль семейного досуга в формировании семейных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы заключается в том, что досуг для современных детей является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга дети более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. В современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга дошкольников приобретает особую остроту. Современный ритм жизни часто провоцирует дефицит совместного времени внутри семьи. Родители аргументируют это нехваткой времени, а иногда тем, что им, просто скучно играть с детьми в детские игры. Забывая или не зная о том, что можно весело провести совместный семейный досуг с детьми.
Публикация «Семинар-практикум „Роль семейного досуга в формировании семейных традиций“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Повышение уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Познакомить родителей с информационными технологиями, с помощью которых их совместный досуг с ребенком, можно превратить в увлекательную, а главное полезную игру.
Задачи:
показать роль родителей в разумной организации свободного времени детей;
познакомить родителей с организацией досуга детей в семье;
дать практические рекомендации родителям по организации досуга с детьми дома;
побудить родителей к совместному с детьми времяпровождению;
ознакомить родителей с теоретическими основами безопасности дорожного движения;
способствовать созданию более близких отношений между детьми и родителями внутри семьи.
Категория участников: Родители всех возрастных групп
Форма : круглый стол, обмен опытом в воспитании детей.
Вопрос для обсуждения: как грамотно организовать свободное время ребёнка.
Подготовительная работа: подготовка приглашений для родителей, подготовка книг, рекомендуемых для семейного чтения, Рекомендации для родителей на тему «Семейный досуг».
Раздаточный материал: Альбомные листы, цветные карандаши, ручки, фломастеры, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, лист ватмана, карандаши, картинки для коллажа, фото проекта «Моя семья», памятки.
Ход семинара-практикума
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Маршак
Ведущая: (На фоне стихотворения звучит музыка красивая (минусовка).
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи.
1. Вступительное слово
-Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее мероприятие. Наша встреча, поможет вам лучше узнать своих детей и понять их. «Чему научишь в гнезде, то и будут делать в полёте» - гласит турецкая пословица. Сегодня мы поговорим об организации досуга детей в семье.
Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Давайте сейчас все вместе возьмемся за руки и поприветствуем друг друга
Цель: создание группового единства
«Добрый день!»
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке мы друг друга!
Нам под силу!
ИГРА «Клубок» (имя, где работает)
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам провести разминку, немного расслабиться и поиграть.
Проводится разминка «Предмет моего детства»
На столе раскладывают различные предметы: мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и так далее. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством и, по желанию, рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
Ведущая: Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
Как вы думаете, что означает слово «семья»? (ответы)
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, вы заканчиваете:
- В гостях хорошо, а… (дома лучше).
- Не красна изба углами, а… (красна пирогами).
- Каково на дому, таково и (самому).
- Дети не в тягость, а… (в радость).
- Когда семья вместе, и… (сердце на месте).
- Всякой матери свое… (дитя мило).
- На свете все найдешь, кроме… (отца и матери).
- Мать кормит детей, как…. (земля людей).
- Нет для человека добрее… (отца с матерью).
- Семья – это… (семь я).
4. ИГРА «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Так как наш семинар-практикум посвящен теме различного досуга, игр, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек» (родители достают записку с вопросом и готовят ответ на него) На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.
1. В какую игру вы играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?
9. Какие игрушки любимые у ребенка?
10. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Ведущая : Спасибо вам за ваши честные и откровенные ответы
Упражнение
Игра «Я знаю пять»….
3. Упражнение-игра с ромашкой
Ромашка- этот цветок символизирует любовь, счастье, тепло и уют в доме. Давайте вместе с вами сделаем ромашку, чтобы в ваших семьях было еще больше любви, тепла, взаимопонимания и уюта в доме.
4. Упражнение-музыкальное.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие мышечного напряжения.
Музыкальное упражнение "Топ - хлоп" Е. Железновы
Итог.
Как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «серым волком», «пиратом» или «ребенком». Чаще всего, играя с ребенком, взрослые следуют за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.
Подведем итог нашей работы. Создать доверительные отношения в семье и стать товарищами для своего ребёнка - вот главная задача мам и пап. Нужно не упускать своего ребёнка из виду, как бы вы ни были заняты работой, искренне любить, хвалить и говорить о своих чувствах
Уделять ребёнку максимум времени и внимания. Никогда не отказывайте ребёнку в помощи и всегда поощряйте его. Ведь если этого не сделают самые близкие люди, то кто же тогда?
8. Упражнение "Прощание"
Учитель. Вот и подошел к концу наш семинар-практикум и хочется надеяться, что он станет доброй традицией. Благодарю родителей за участие, совместную работу!
СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ
Рекомендации для родителей
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.
Досуг – это наше свободное время, не занятое делами, связанными с рабочими обязанностями.
Семейный досуг – время, проведенное вместе за приятными занятиями – совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т. д.
Правила семейного досуга :
1. Родителям и детям должно быть одинаково интересно вместе.
2. Досуг должен быть полезен всей семье.
3. Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций.
Примеры семейного досуга :
- совместные спортивные занятия (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, командные виды спорта и т. д.);
- настольные игры (монополия, эрудит, мафия, шахматы, лото, шашки, нарды, домино, скрэббл);
- совместное рукоделие (изготовление собственного кукольного театра, сочинение сценария для сказки, создание города из конструктора, сборка моделей транспорта и т. д.);
- собирание больших пазлов или мозаики;
- поход в кинотеатр/театр;
- посещение популярного фестиваля;
- посещение концерта;
- посещение аттракционов;
- посещение зоопарка;
- посещение аквапарка;
- посещение планетария;
- пикник на свежем воздухе;
- поездка в лес или ближайший город;
- совместный просмотр старых фотографий;
- просмотр семейного фильма;
- поездка в гости всей семьей;
- генеральная уборка квартиры или уборка территории вокруг дома;
- благотворительность (собрать и отвезти хорошие, но ненужные вещи нуждающимся);
Дети любят бегать, прыгать, преодолевать различные препятствия, поэтому активный отдых всей семьей для них будет настоящим праздником. Рассмотрим, 5 вариантов семейного активного отдыха, которые можно организовать на выходные.
В поход
Не стоит думать, что в поход можно отправиться всей семьей лишь летом. Конечно, в солнечный летний день легко поставить палатку, надуть резиновую лодку, наловить рыбу, сварить вкусную и душистую уху. Можно поиграть с ребенком в мяч, научить его разводить костер, вместе под гитару попеть походные песни. Летом есть прекрасная возможность отправиться в поход и на велосипедах. Велопробег – это ведь так здорово. Но когда на дворе поздняя осень, выпал первый снег, походы тоже можно организовать.
Почему бы не отправиться в поход зимой на лыжах, когда снег скрипит под ногами, а солнышко освещает покрытые снегом вершины елей. Если ваш ребенок еще слишком мал и не умеет стоять на лыжах, тогда он с удовольствием прокатиться с горки на санках, «на ватрушке» или ледянке, поиграет в снежки и вместе с папой построит снежную крепость. Если летом можно устроить пикник на полянке и пожарить шашлыки, то зимой на лесной опушке можно выпить чашечку горячего душистого чая и с удовольствием полакомиться пирожками.
А можно устроить поход, например, в монастырь. Походом это мероприятие назвать сложно, но ведь после службы в храме можно походить по окрестностям монастыря. Это будет приятное соединение приятного с полезным!
Бассейн или аквапарк
Как известно, плавание укрепляет мышечный корсет, повышает иммунитет, оздоравливает нервную и сердечно-сосудистую системы. Посещать бассейн любят абсолютно все взрослые, про детей и говорить нечего. Они с удовольствием учатся плавать с кругом, дети постарше осваивают плавание на спине с ластами. А папы демонстрируют умение прыгать с вышки.
Зимняя мастерская
Позовите во двор соседских детей и родителей и организуйте конкурс на лучшую ледяную скульптуру. Для изготовления интересных ледяных поделок можно заранее сделать заготовки. Подержите в холодильнике несколько часов пластиковые бутылки, формочки, пластиковые коробочки, наполненные водой. Когда вода застынет, получится идеальный строительный материал для создания разнообразных фигур. Кстати, зимние фигурки несложно раскрасить. Для этого прекрасно подойдут акварельные краски или обычный пищевой краситель.
А можно заняться граффити или нарисовать на снежном «покрывале» прекрасную картину. Таким образом, вы не только весело проведете время, но и преобразите свой двор к Новому году. Кстати, ничто так не сближает, как совместный труд. Ваши детишки подружатся со сверстниками, а вы поближе узнаете своих соседей.
Варианты спокойного отдыха с семьей
Интересно отдохнуть всей семьей можно и дома, играя в спокойные и интересные игры.
Настольные игры
В продаже имеется бесчисленное количество настольных игр для детей самого разного возраста. Мы приведем примеры всего трех игр, которые получили самые восторженные отзывы от потребителей.
Настольная игра «Мышки-малышки» или треугольное домино
В игру могут играть дети с трехлетнего возраста. Конечно же, вместе с родителями. В игре могут принимать участие от двух игроков и больше. Фишки треугольного размера, сделаны из плотного картона. На всех фишках в углу есть рисунок. Например, мышиная норка, кусочек сыра, разноцветные мышки. Задача игроков совместить фишки так, чтобы ее грань совпала с одной из граней треугольника.
Игра «Счастливая ферма»
Эта настольная игра пользуется спросом. В игру может играть максимум 4 человека. Победителем становится тот игрок, чьи домашние животные и урожаи будут лучше.
Каркассон
Это настольная игра для детей от 6 лет. Задача игроков: строить города, крепости, прокладывать дороги и зарабатывать на этом очки.
Игры и конкурсы на семейных праздниках
Когда на семейном празднике стол уже перестает вызывать живой интерес у гостей и хозяев дома, пришла пора переходить к активной программе торжества и усердно вовлекать всех присутствующих в веселые игры. Выберите такие, которые будут уместны именно в этой компании.
А еще лучше – поручите организацию развлечений детям. Они способны не только помочь маме накрыть на стол, но и стать настоящими «звездами» семейного праздника. Главное – помочь им поверить в свои силы.
Мы предлагаем вам рассмотреть несколько идей игр и конкурсов для семейного праздника, которые будут интересны, как детям, так и взрослым, позволяя играть всем без исключения.
Игра «Ассоциации» для взрослых и детей от 3 лет
Это очень простая и в то же время развивающая игра, в которой требуется и большой словарный запас, и умение развивать логику.
Правила. Называется слово, далее следующий участник подбирает к нему наиболее близкую и логически подходящую, с его точки зрения, ассоциацию. Ассоциация может быть совершенно любой и первоначально загаданное слово может привести к абсолютно неожиданным поворотам логической цепочки.
Пример. Первое загаданное слово «игрушка». У следующего участника оно ассоциируется с мячиком, мячик напоминает о футболе, футбол о поле, поле о цветах, цветы о лете, лето о море, море о плавании. И так далее. Слова могут быть абсолютно любыми, как существительными, так и прилагательными или глаголами. Это сделает такую игру для всей семьи еще увлекательнее и веселее.
Играем дома
Каждой вещи – своё место
Предложить ребёнку заметить, где лежат, стоят, висят различные домашние предметы, а затем выйти из комнаты.
Соберите на столе 5- 6 небольших предметов. Пригласите ребёнка зайти в комнату и предложите ему вернуть каждый предмет на его место. Если ребёнок играет один, он должен выполнить задание по времени.
Соедини части – получишь целое
Для игры потребуются две одинаковые красочные открытки. На одной из них срежьте белый ободок и попросите ребёнка ломанной линией разрезать эту открытку на две части. Из двух частей составить картинку не трудно. Затем предложите ему снова разрезать полученные части и, глядя на целую открытку, попробуйте составить её из разрезанных частей.
Повторите задание несколько раз: с каждым разом получается всё больше частей, и составлять из них открытку становится все трудней.
Разрезанную открытку на части и целую положите в конверт.
Игры по дороге домой
«Дорожки»
Данная игра поможет развить у ребенка наблюдательность, математические представления. Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой? Пусть малыш сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или «А большие ноги идут по широкой дороге».
2. «Посчитаем вместе»
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
3. «Рифма»
Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например, «дом-лом», «гора-нора», «мост -рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
«Новое слово»
Замените первый звук в моих словах звуком «щ» и назовите новое получившееся слово. Был кит, а стал. щит; была тучка, получилась, щучка; река-щека, венок-щенок, мель-щель.
Игры на кухне
Очень часто бывает так, что родители, для того чтобы ребенок им не мешал заниматься какими-либо домашними делами, усаживают его за телевизор или за компьютер, а в дальнейшем стараясь его привлечь к домашней работе, или к занятиям слышат в ответ: «не хочу», «не буду», «лучше я посмотрю телевизор или поиграю в компьютер».
Для того чтобы такого не происходило, надо стараться с самого начала не отталкивать малыша от себя. Если ребенок хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему, как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во-первых, все-таки похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, во-вторых указывая ему на его ошибку, покажите еще раз, как следует делать правильно. И пускай у вас уйдет на уборку или приготовление обеда больше времени, но зато малыш будет привыкать действовать с вами совместно, и у него не выработается потребность постоянного времяпровождения перед телевизором или компьютером.
Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:
1. «Цвет, форма, размер». Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
2. «Угадай». Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
3. «Кто больше». Совместно с ребенком, выберите тему игры (например, «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник, звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т. д.
«Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами на вкус определяет, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
Игры в ванной комнате
В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край».
В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.
Литература:
Нескучный досуг. Сценарии игровых программ
/ П
од ред. Е. И. Ромашковой. - М. : ТЦ Сфера, 2002;
Побединская Л. А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М. : ТЦ Сфера, 2000;
Пузикова
Л. Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/ Д: изд-во “Феникс”, 2000;
Ромашкова Е. И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М. : ТЦ Сфера, 2000;
Ромашина
Н. Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М. : Глобус, 2007;
Ромашкова Е. И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М. : ТЦ Сфера, 2001;
Титов С. В. Ура, каникулы! - М. : ТЦ Сфера, 2001;
Торгашов В. Н. В эфире новости - М. : Педагогическое Общество России, 2001;
Тубельская
Г. Н. Детские праздники в семье - М. : ТЦ Сфера, 2000;
Шмаков С. А. Дети на отдыхе - М., 2001;
Шмаков С. А. Игры в слова и со словами - М. : ООО “Издательство
Астрель
”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
Интернет-ресурсы:
https://festival.1september.ru/articles/532566/
https://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 87:2011-01-28-10-43-48&catid= 44:-1-&Itemid=58
https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
Семейный отдых на природе.
Семейное посещение театров, музеев, выставок.
Коллекционирование.
Вкусная традиция
Музыкальная традиция
Совместное чтение
Игры с ребенком
В какую игру вы играли недавно с ребенком?
Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
В какие игры чаще играет ваш ребенок?
Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?
При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
Какие игрушки любимые у ребенка?
В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?