лейсан суюндукова
Семинар-практикум для педагогов «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
-повысить уровень компетентности педагогов в работе с наследием русской народной культуры.
-развитие творческой активности и инициативы педагогов;
повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.
- обобщение знаний педагогов о русском народной культуре.
Задачи:
- расширять знания педагогов о русской народной культуре;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
-воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,
- пополнять копилку народных игр для воспитанников.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
1. Вступительное слово
2. Консультация: «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»
3. Беседа «Региональный компонент в нашем саду»
4. «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка» (опыт работы, викторина)
5 «Роль народной игры воспитании дошкольников».
(мастер класс- играем в народные игры)
6. «Всякая душа празднику рада»
(опыт работы, обзор-викторина на тему русских праздников)
7. «У самовара я и моя педагогическая семья»
«Тест на лидерство»,Решение педагогического совета.
- (хозяйка избы) : Здравствуйте! Проходите, гости дорогие! Милости просим! Для дорогих гостей и двери настежь! (с поклоном)
Милости прошу ко мне в русскую избу.
Уважаемые коллеги! На Руси было принято не многословие. А показывать свою радость и уважение к хозяевам дома языком жестов.
Именно отсюда, пошел обряд поклона. И сейчас мы с вами попробуем разучить этот обряд.
МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)
МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)
ИДЕТ С ДОБРОМ (поклон).
- Еще разочек повторим, не стесняйтесь. Давайте все вместе.
Я очень рада всех вас видеть.
- Мира, счастья, здоровья вашему дому! (с поклоном)
- Горница у меня небольшая,Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
Воспитатели рассаживаются вокруг печки
- Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде.
Как уютно в вашей горнице: Спозаранку печка топится,
Котик лапкой умывается, Вам, девчонки, здесь нравится?
Сегодня я рада приветствовать педагогов, коллег, которые проявляют интерес к проблеме воспитания ребенка в традициях русской национальной культуры.
Однако чтобы на должном уровне проводить работу по этому направлению, педагоги должны обладать достаточным объёмом необходимых знаний.
В образовательную работу детского сада введён национально-региональный компонент, включающий в себя знакомство детей с устным народным творчеством, историей и культурой народа и народов, населяющих Ставропольский край, природно-климатическими условиями, спецификой уклада жизни и быта, с национальными праздниками и обрядами народов, проживающих в России.
Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
Значит, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходит наилучшее проникновение в его сознание.
Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех педагогов ДОУ : воспитателя, музыкального руководителя, других педагогов, родителей, а так же зависит от их уровня профессионального мастерства и творчества.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:
- доброжелательно относился к инициативе ребёнка
- одобрял его инициативу
- предоставлял возможность к самостоятельным действиям
- создавал условия для этих действий
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
В заключении хочу сказать: Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы.
Патриотом-россиянином человек становится тогда, когда знает и любит свою «малую» родину, свою республику, свой родной город.
1. Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины.
закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
обмен мнениями, просмотр видеозаписи «Картины родной природы»;
выработка общего понятия «Родина»;
подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Возвращаясь к теме нашего семинара, можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».
«Региональная культура в ДОУ»
Игра «Внимательные глазки».
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:
• Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)
• Сколько корон у орлов на гербе России (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
• Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
• А что еще изображено на гербе (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
• А что он держит в руке (Копье. От этого копья получила название копейка)
• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)
Ведущий: А сейчас вопрос для самых эрудированных.
• Для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково) .
• Что изображено на гербе Ставропольского края?что они означают?
Давайте проверим правильность ваших ответов (показывает иллюстрацию Герба России, герб Ставропольского края и Буденновска).
- ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаю вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения,
Бабущка забавушка (воспитатель Показеева Т. И.)
- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
В гости к вам пришла я бабушка – забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пяток подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла.
Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых, сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка.
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество».
Применяете ли Вы народный фольклор в работе с детьми?
Викторина «Постраницам народного фольклора»
Бабушка – забавушка: Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.
ИГРА «Выполни задание
(Дается каждому воспитателю задание на обратной стороне матрешки)
Быт русского народа.
1. Назовите самое распространённое на Руси
осветительное устройство.
1. Какая самая распространенная на Руси обувь?
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно
3. дарил ей изделие собственной работы,
которое невеста брала на посиделки. Что это?
1. Чем определялась длина полотенца в русских семьях?
2. Русский сосуд самобытной формы для питья,
не встречавшийся ни в одной из других стран мира.
Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу.
7. Универсальный предмет мебели в русской избе
"Пословица - цветочек, поговорка - ягодка".
угадать форму устного фолькл. произведения:
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори поскорей,
не задерживай добрых людей.
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба - каравай,
Хоть весь день поливай!
Жил-был царь. У царя был кол
На колу - мочало, Его ветром качало.
Не начать ли сказочку с начала?
«Ворона боронила неборонованное поле»
Смелость города берет.
Упрямого исправит дубина, а горбатого - могила.
В брюхе - баня, В носу - решето,
Всего одна рука, да и та на спине.
"В добрый час молвить - в худой промолчать".
Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз:
1."Без драки попасть в большие забияки"
(И. А. Крылов, басня "Слон и Моська");
2."Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник"
(И. А. Крылов, басня "Щука и Кот");
3."Не мечите бисера перед свиньями"
(Евангелие от Матфея, 7:6);
4."Козел отпущения"
(Ветхий завет, Левит, 16:21- 22);
5."Зарыть талант в землю"
(Евангелие от Матфея, 25:15 - 30) .
Русская кухня.
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси?
2. Назовите самое главное угощение во время
древнерусского праздника Масленицы
3. Как назывался распространённый на Руси
тёплый напиток из трав с мёдом?
4. На Руси был обычай в особых случаях печь
и рассылать по домам. Что это значило?
5. Что такое кулебяка?
6. Какое блюдо солят трижды?
"Человек без родины - что соловей без песни".
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки?
2. Назовите самый короткий народный праздник
3. Назовите время года, когда девушки
праздновали свой праздник
4. Что за обряд «Завивание бороды?
5. Почему при катании с гор в
праздник Масленицы ребята
соревновались, кто прокатится дальше?
6. Вокруг какого священного дерева
объезжал свадебный поезд наших
предков
"Пень не околица, глупая речь не пословица"
Назвать пословицы, в которых есть число "семь".
Русские былины.
1. Назовите столицу былинной русской Руси
2. Кто входил в богатырскую заставу?
3. К кому перешёл меч - кладенец Святогора?
4. К кому из русских богатырей смерть не писана?
5. Где происходила первая встреча Садко
с морским царём?
6. Сколько времени длиться богатырский сон?
Всякое дело человеком ставится и человеком славится". («Художественное народное промыслы»).
1. Назовите виды народной росписи?
2. Почему на Руси издавна многие игрушки делали как свистульки?
3. Эту игрушку делали их отходов дерева, её не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно.
4. Как называются крупные деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создает кружевной узор?
5. Перечислите разновидности русской глиняной игрушки?
- Как у нашего соседа Весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки, Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют Всех потешают.
И взрослые. И дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки.
«Роль народной игры воспитании дошкольников»
(мастер класс- играем в народные игры)
- «Всякая душа празднику рада»
(обзор-викторина на тему русских праздников)
«Тест на лидерство»
ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО (по русским народным сказкам)
1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше:
а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность!
б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.
в) Правая голова - она всегда права! По определению.
2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы:
а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!
б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся.
в) Может, стоит сменить работу?
3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:
а) Продам подороже!
б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.
в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам.
4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:
а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину!
б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…
в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.
5. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:
а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.
б) Сдам их в царскую казну и получу премию!
в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские.
6. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:
а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро!
б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет…
в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.
7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов:
Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:
а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.
б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!
в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.
8. После долгих раздумий на распутье, Вы:
а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.
б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись!
в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.
9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:
а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах!
б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь!
в) Поцелую её в клювик.
10. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:
а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится.
б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…
в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.
Результаты теста
Если у Вас преобладают ответы:
(а, то -
- Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная!
(б, то -
- Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!
(в, то -
- Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо -
- не быть первым, а то задние побьют,
- не быть последним, чтоб не остаться в дураках,
- не быть середнячком, чтобы не затеряться,
- а просто быть самим собой!
А теперь отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит. Воду быстро кипятит.
Кран на брюхе открывает Кипяточек наливает. Что это? (самовар)
- Правильно. Это самовар.
В старину говорили: «Не пойдемте попьем чай, а сварите мне чай». Если вы поговорите с людьми пожилого возраста, то узнаете много секретов русского чая. Его пили из настоев трав.
Например:
- чай из зверобоя укреплял сердце;
- чай из мяты придавал бодрости;
- мать-и-мачеха лечила кашель.
А чай из липового цвета убирал жар.
В чай добавляли мед, молоко, сметану. И это приносило людям здоровье.
- Дорогие гости, нашей русской избы! Я для вас приготовила небольшое задание.
Вы все хозяйки, и все завариваете дома чай. Я тоже приготовила чай из разных настоев трав. Предлагаю вам вдохнуть и определить, какие травки здесь заварены.
(в горшочках заварен липовый цвет, зверобой, мята)
- Чай пить – долго жить.
«С чая лихо не бывает!» -
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Есть у нас такой обычай,
С детских лет он нам привычен
Хлебом да солью всех гостей встречать
Низко в пояс поклониться,
Чем богаты — поделиться
За столом по-русски
Щедро угощать…
Хлеб Вам, да соль,
Счастье, да любовь,
Так в народе говорится испокон веков.
Чаепитие у самовара.
- Спасибо всем за приятно проведенный семинар. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своим детям, они будут гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль народной культуры и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.
И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи, Ценить умейте старину!»
Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы…. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть)
Решение семинара-практикума
1. Систематизировать работу по региональному компоненту, установить взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей ДОУ по данной теме.
2. Создавать условия для личностной и профессиональной самореализации.
3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам регионального компонента.
4. Повышать творческую активность педагогов.
2.. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с различными видами росписи.
3. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств
4. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.