Авдеева Оксана
Семинар-практикум «Развитие элементарных математических способностей средствами физкультуры в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума: познакомить педагогов с основными способами развития математических способностей на занятиях по физкультуре в ДОУ.
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. С введением новых образовательных стандартов необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей – это основополагающий принцип работы ДОУ
Публикация «Семинар-практикум „Развитие элементарных математических способностей средствами физкультуры в ДОУ“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Связь математики с физкультурой. Применение элементарно математических представлений в ходе физкультурной деятельности, подвижных играх создает условия для закрепления математических понятий, помогает приобрести необходимые навыки, знания и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной деятельности, формирует положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе. В вводной части занятий дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, упражнения часто выполняются под счет; маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т. д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т. д.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам стать непосредственными участниками нашего семинара.
Игры: «Найди пару» (под музыку все повторяют движения за инструктором, музыка останавливается, показываю цифру, играющие должны быстро встать двойкой, тройкой и т. д., соответственно цифре);
В основной части занятия: количественные представления формирую в прыжках;
Практические упражнения (выполняют участники семинара под музыку):
-подпрыгни на два раза меньше, чем дней в неделю;
-посчитай количество прыжков до кубика;
-перепрыгни через пять валиков.
Использую считалки, в которых есть порядковый или количественный счет (например: «раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире, чай пили, чашки били, по три денежки платили, …»); во время проведения эстафет дети строятся по – порядку, с использованием прямого или обратного порядка, во время соревнований соотносят «у кого больше?», «кто дальше?» и т. д.
Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребенок на физкультурном занятии. Важно грамотно выстроить процесс ознакомления с ними детей, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал из которого они сделаны.
Для развития математических способностей использую подвижные игры. Подвижная игра с дидактической направленностью – это осознанная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей:
- первая (условная) цель решает задачи физического развития и оздоровления, которые требуют от дошкольников активных двигательных действий, выполнение которых зависит от их творчества, инициативы и физических возможностей;
- вторая цель решает задачи познавательного характера, где дети закрепляют знания и представления по образовательным областям.
Игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Играя в такие игры, дошкольник задействует для достижения цели не только свое тело и двигательные умения, но и решает дидактическую задачу, что приносит ему, несомненно, личное удовлетворение и эмоциональный подъем.
Предлагаю участникам сыграть в следующие игры:
«Неделя, стройся». Цель: закрепить последовательность дней недели;
«Живые числа». Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10 в движении.
Таким образом, практика применения элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.