Ватолина Любовь
Семинар-практикум «Развитие воображения и речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство родителей с методами развития воображения и речи детей.
Задачи:
1. познакомить родителей с теоретическими основами развития воображения и речи детей.
2. дать представление о многообразии игровых приемов по развитию воображения и речи детей.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
3. познакомить с практическим применением игровых приемов по развитию воображения.
Форма проведения: круглый стол.
-Прежде чем я начну наш разговор о развитии воображения, скажите, пожалуйста, с каким словом ассоциируется слово «воображение»(фантазия, творчество, творческая деятельность)
Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением.
Итак, давайте поразмышляем, почему надо развивать воображение ребёнка? Почему одним из целевых ориентиров завершения дошкольного образования является «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»?
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Что такое «воображение»?
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. То есть воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Существует мнение, что воображение ребёнка богаче и активнее, чем у взрослого.
Младший дошкольный возраст
В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо градусника, льдинка –драгоценный камень, стул – это машина, на которой дети путешествуют, и т. д.
К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, что малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Детям предлагается ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколько предметов, подходящих к одной картинке.
У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» не могут ничего нарисовать.
Способы стимулирования развития воображения дошкольников:
• Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
• Поощрение высказывания оригинальных идей.
• Представление детям возможности активно задавать вопросы.
• Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность, отказ от оценок и критики в адрес ребёнка
• Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Виды детской деятельности, способствующие развитию воображения – это
изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и игровая деятельность.
Игры на развитие воображения и речи детей.
Игра: «Укрась слово»
Цель. Развивать воображение и речь ребёнка.
Задание. Подобрать как можно больше определений к данному слову.
Осень (какая она…
Мама (какая она…
Дом (какой….
Картина (какая…
Игра (какая…
Игра «Нарисуй что – нибудь».
Цель: Развитие воображения.
Задание. Нарисовать что–нибудь необычное. (На это задание отводиться определённое время – 4 минуты.)
Примечание. О развитом воображении свидетельствует эмоциональное, красочное изображение, хотя оно может быть не очень оригинальным.
Игра «Незаконченный рисунок»
Цель: Развитие воображения.
Задание. Посмотреть, на что похожа картинка и продолжить её.
Игра «Представь, будто…»
Цель. Развитие воображения.
Задание. Представить и изобразить, как вы обрадовались подарку, задуваете свечи на торте в день рождения, изобразить и озвучить ребёнка, скатывающегося с высокой горки, изобразить и озвучить мотоцикл, кипящий чайник, изобразить парикмахера, который делает стрижку или причёску, человека, у который болит зуб, повара, который готовит обед, рыболова сидящего на берегу, любое животное и т. п.
Игра «Кто больше заметит небылиц».
Цель. Развивать внимание, умение замечать нелогичные ситуации.
Задание. Отметить все небылицы. (Чтение стихотворения «Радость» К. Чуковского.)
Игра «Продолжи рисунок».
Цель: развитие воображения детей, мелкой моторики рук.
Задание: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, круги и т. д.) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Кто придумает и нарисует больше?
Игра «Рисунки с продолжением»
Цель: развитие творческого воображения детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Задание: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.
Игра "Картинки-загадки".
Цель: развитие мышления и речи детей.
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Игра «Волшебная ниточка».
Цель: развитие мышления и речи детей.
Задание: ниточку длиной 30-40 см обмакнуть в тушь (гуашь) и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить что у них получилось и дать название полученному изображению.
Игра «О чем рассказала музыка».
Цель: развитие творческого воображения детей.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
Игра «Волшебная мозаика».
Цель:учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Эти игры способствуют развитию творческого, нестандартного мышления, обогащают словарный запас ребенка, делают его речь более выразительной и эмоциональной. Игры на воображение можно проводить в любых условиях: дома, в пути, на отдыхе, во время прогулки.
Чтобы дать почву для развития воображения у ребенка, учтите следующие моменты: ребенок фантазирует, основываясь на имеющемся опыте: все, что он видел, слышал, пробовал на зуб, является мыслительным фундаментом. Чем больше ребенок получает впечатлений, эмоций, знаний, тем богаче будет его воображение. Путешествия, чтение, походы в зоопарк, музей, цирк, дают почву для фантазий ребенка. Знакомьте ребенка с такой литературой, где автор уделяет внимание не только сюжету, но и художественным образам: описанию людей, пейзажей, быта, использует много прилагательных.