Лучший педагог года

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством русских народных традиций»

Елена Ческидова
Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством русских народных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: изучение формирования навыков здорового образа жизни через народные традиции в области здоровья.

ПЛАН

1. Вступительное слово по теме семинара.

2. Деловая игра «Народные традиции в формировании ЗОЖ у дошкольников»

3. Подведение итогов конкурса «Дерево добра»

4. Обсуждение и принятие решения

Публикация «Семинар-практикум „Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством русских народных традиций“» размещена в разделах

Добрый день, коллеги! Я рада вас всех видеть. За окном осень – дождь и ветер, но здесь в зале – уютно и тепло. Надеюсь, что время, которое мы проведем вместе, принесет вам положительные эмоции и заряд бодрости.

Упражнение «Друг к дружке»

Цель: подготовить группу к занятию и создать положительный эмоциональный настрой.

Ведущий

Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно 5 секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом: правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине. А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну «Друг к дружке!», вам надо быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!».

Участники меняются партнерами пять-шесть раз. Ведущий каждый раз называет команды с новыми частями тела для контакта: ухо к уху, бедро к бедру, пятка к пятке, локти, колени, живот, мизинчики,.

Ведущий

Вам понравилась игра? Легко ли было действовать так быстро?

Педагоги отвечают.

Данная тема нацелена на изучение формирования навыков здорового образа жизни через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья.

Как на Руси здоровались и приветствовали друг друга

Не поздороваться при встрече даже с неприятным для тебя человеком было просто немыслимо, а поздоровавшись, нельзя не остановиться хотя бы на минуту и не обменяться несколькими, чаще всего шутливыми словами.

При встрече или знакомстве наши Предки в первую очередь желали человеку добра и здоровья, прославляли его Род и Богов. Приветствие это знак уважения к ближнему. Так, среди простого народа, было принято здороваться со встречным незнакомцами, не говоря уже о родственниках и соседях.

Даже если двое находились в ссоре, зачастую они удостаивали друг друга приветствием. Исключением была лишь откровенная вражда. Сегодня же сакральность этого действа сведена к минимуму и упрощена до "привет!", "даров!" и т. п. В Интернете, например, популярно приветствие «Доброго времени суток!».

Итак, какие же варианты приветствий были в ходу у славян, особенно в дохристианской Руси?

• Здравствуй, здравия.

Сказать при встрече «Здрав будь» или "Здравствуй" - это не только пожелание здоровья и правило хорошего тона. Бытует мнение, что слово "здравствуйте" двухсоставное: "Sъ-" и "*dorvo-", где первая означала «хороший», а вторая сводилась к понятию «дерево». У наших Предков дерево всегда было символом крепости и благополучия. То есть такое приветствие означает, что человек желает другому крепости, твёрдости, выносливости и благополучия.

В древнем, употребимом в былинах, варианте пожелания здоровья - "гой еси" (живи и здравствуй) имеет тот же смысл. "Гой" можно перевести как "жить", а "еси" — "есть, быть". Буквально: "Живи и будь живым!". Этот древний корень сохранился в слове изгой. "Изгой", и "Гой" - это антонимы. В некотором, непрямом смысле, Изгой - человек лишенный жизни.

• Поклоны. "Челом бью".

Издревле славяне приветствовали уважаемого человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя её. Такой поклон назывался "большим обычаем". Наши предки считали, что так получают силы от Матушки-земли.

Знакомых и друзей встречали "малым обычаем" — поясным поклоном.

Незнакомцев привечали почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская её вниз. Так же, незнакомца могли встретить простым кивком. Движение головы должно было идти вниз, к земле.

• Мир вашему дому! Слава Роду твоему!

При входе в чужой дом, гости снимали шапки, кланялись и громко говорили, почти выкрикивали слова: «Мир вашему дому!». Этим демонстрировали, что намерения у пришедших добрые. Восклицание должны были услышать все находящиеся в доме. Делалось это ещё и для того, что бы добрые слова услышал домовой. Ведь славяне считали, что он не просто хранитель очага и порядка в доме, но и воплощение бога Рода.

• Рукопожатие. Объятия.

Открытая ладонь - символ добрых намерений. Обычай этот пришел из воинской среды. Многие знают это приветствие как "римское рукопожатие". Пожимая приветствуемому предплечье, осуществляют двойной ритуал: с одной стороны демонстрируется открытая собственная ладонь, а с другой - проверяется отсутствие у собеседника ножа в рукаве, что было совсем не редкостью. У славян, среди воинов, также было принято обхватывать друг у другу запястья при приветствии. Позже такой вид рукопожатия прижился и среди мирного населения.

Кроме того, при соприкосновения запястий передается не только пульс, но и биоритм, происходит считывание кода другого человека.

Широко были распространены и объятия «сердцем к сердцу». Так обычно приветствовали друг друга родственники или очень добрые знакомые, особенно после долгой разлуки.

Деловая игра

«Народные традиции в формировании ЗОЖ у дошкольников»

В изучении народных традиций человек может удовлетворить потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Поэтому именно изучение народных традиций, праздников, забав, фольклора будет наилучшим образом способствовать организации культурного досуга детей и пропаганде здорового образа жизни.

Определение понятия «здоровый образ жизни»

Ещё в древности люди водили хороводы, прыгали через костёр … Дети помогали родителям по дому, в поле, в огороде. Каждый человек делал что-то важное, никто не сидел без дела. В каждом доме мужчина был охотником, рыбаком, косарём, и какой бы труд ни «висел» на плечах людей, никто не жаловался, все были только рады. В древности это и был здоровый образ жизни, но называли его «труд».

Здоровье человека - бесценный дар природы, который дается ему в подарок к первому дню рождения.

Функции игры в народной традиции

Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Радость движения сочетается в народных играх с духовным и физическим обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Народные игры – это яркое выражение народа, в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии как на средство образования, воспитания и формирования двигательной активности. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Важным для детей является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Виды народных игр

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.

Примеры народных игр

«Лапта», «Горелки», «Пятнашки», «Бабка-Ёжка», «Хлоп! Хлоп! Убегай!», «Мороз-Красный нос», «У медведя во бору», «Гори, Солнце, ярче», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Карусели» и др.

Фольклор и здоровый образ жизни

Существенную помощь в достижении целей формирования ЗОЖ может оказать использование народных традиций.

Составной частью традиций является фольклор (от англ. «мудрость народа»). Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, здоровье, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Разновидности разговорных жанров фольклора: пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и «переданные» нам в освоение.

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости

В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся форме обобщены самые разнообразные знания. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку, расширяет кругозор.

Русские пословицы о здоровом образе жизни

Русские пословицы и поговорки о здоровье, спорте и физкультуре, закаливании

• "Двигайся больше — проживешь дольше",

• "Движение — спутник здоровья",

• "Пешком ходить — долго жить",

• "Физкультура — враг старости",

• "Если хочешь быть здоровым — закаляйся!",

Русские пословицы и поговорки о правильном питании

Главным фактором, оказывающим самое большое влияние на состояние здоровья, является, конечно же, питание. Образно говорят: "Мы – это то, что мы едим". И это соответствует действительности: многие болезни возникают именно в результате неправильного питания.

Об этом же гласит и народная мудрость

• "Умеренная еда — отрада уму",

• "Не все в рот, что око видит",

• "Умеренность в еде целебнее, чем сто врачей"

• "Долгие трапезы — короткая жизнь" и др.

Русские пословицы и поговорки о режиме питания

Несоблюдение режима приема пищи, еда всухомятку, в спешке, недостаточное разжевывание пищи, злоупотребление животными жирами и сладостями, увлечение крепкими кофе и чаем, — все это пагубно для здоровья. Что и было давным-давно подмечено народом и отражено в таких изречениях:

• "Завтрак скушай сам, обед подели с другом, а ужин свой - отдай врагу",

• "Съеденное на ночь - впрок не пойдёт",

• "Укладываясь спать с пустым желудком, проснешься бодрым",

• "Укоротить ужин — удлинить жизнь",

• Когда я ем я глух и нем.

• Горьким лечат, а сладким калечат.

Русские пословицы и поговорки о пользе некоторых продуктов питания

В рационе обязательно должны присутствовать разные виды молочной и рыбной продукции, а также самая разнообразная зелень — основной поставщик витаминов и других биологически активных веществ, повышающих устойчивость и сопротивляемость нашего организма к всевозможным заболеваниям.

• "Чеснок и лук - прогонят недуг",

• "Ни один рот без капусты не живёт",

• "Морковь прибавляет кровь",

• "Даже зимой будет ягода, ежели заготовить загодя",

• "Всходы крепнут от воды, ребенок здоровеет от молока",

• "На ужин - кефир нужен",

• "Ешь больше рыбки — будут ножки прытки".

Русские пословицы и поговорки о пользе труда для сохранения здоровья

Общепризнано, что благодаря труду человек стал Человеком. Поэтому рационально организованный, приносящий моральное удовлетворение труд — основа здорового образа жизни.

• "Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут",

• "Хорошая работа — душе отдых",

• "Лень болезнь нагоняет, труд душу очищает",

• "Слабеет тело без дела",

Народные танцы

С древних времен танец также был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного, нравственного и физического воспитания. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида - орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов - одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска.

Популярный русский танец - хоровод — танцевали по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярилу.

Таким образом, танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».

В. А. Сухомлинский

Заключение

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей дошкольного возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Мир детства немыслим без игры, танца, песни.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей поглотили повседневные проблемы. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Детский мир не может существовать отдельно от мира взрослых. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ.

Сокращается двигательная активность детей, как в семье (дети привязаны к телевизору, к телефону и компьютерным играм, так и в детском саду и школе (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз). А это значит что, теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития.

Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуре в целом – это не только духовное обогащение человека, но и огромный потенциал для его физического развития и для формирования здорового образа жизни.

Литература

1. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л. В. Москва «Просвещение» 1986.

2. Тихонова М. В, Смирнова Н. С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.

3. Кудрявцев В. Т, Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.

4. Науменко Г. М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.

5. Классификация русских игр. Статья А. А. Тарана в журнале «Физическая Культура».

6. Науменко Г, Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.

7. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.

8. Князева О. Л, Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в подготовительной группе детского сада Дидактическая игра «Самое дорогое на свете» Цель: учить детей любить себя и свой организм. Оборудование: коробочка, зеркало. Ход игры Воспитатель:.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в старшей группе детского сада Дидактическая игра «Полезная пища» Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости.

Консультация для родителей «Приобщение детей в семье к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Приобщение детей в семье к здоровому образу жизни» К осеннему дню здоровья. Консультация для родителей "Приобщение детей в семье к здоровому образу жизни". Что могут сделать родители для.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Мастер-класс для педагогов «Туризм — одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»Мастер-класс для педагогов «Туризм — одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» Цель: Систематизировать представления педагогов о детском туризме как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Познакомить.

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством русских народных традиций»
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 11:24
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством русских народных традиций»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ческидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД