МААМ-картинки

Семинар-практикум «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка«

Митрофанова Александра
Семинар-практикум «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка«
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум по теме «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на физическое и психическое развитие ребенка»

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Так же позитивно на физическое и психическое развитие детей.

Публикация «Семинар-практикум „Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка„» размещена в разделах

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через художественное и устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка и на его физическое и психическое развитие: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью художественного слова, фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами художественного и устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической и психической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает художественное творчество и фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Поэтому я всегда ставлю перед собой следующие задачи:

1. С помощью художественного и устного народного творчества

(фольклора) реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.

2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.

3. Воспитывать и формировать личность ребенка.

4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую художественное и устное народное творчество.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Андрюшенька хороший!

Костенька пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку…»

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту…»

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…»

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Художественное и устное народное творчество способны корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша.»

С использованием художественного и устного народного творчества развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Художественное и устное народное творчество вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает : «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить.» и др.

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности).

Дети приобретают через художественное и устное народные творчество (произведения, действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так художественное и устное народное творчество оказывает воспитывающее влияние на малыша, на его физическое и психическое развитие.

Виды малых фольклорных жанров

• Колыбельная песня- один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора- оберёга. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что- то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. И так- колыбельная песня- песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием, то в ней важен ритм.

• Пестушка- (от слова пестовать, нянчить, холить)- короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги шли по дороге

Топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ

Топ, топ, топ, топ.

• Потешка- элемент педагогики, песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальчиками, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Примеры: «Сорока- сорока», «Ладушки», «Коза рогатая».

• Прибаутка (от слова баять, т. е. рассказывать)- стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например,

Сова, совинька, сова,

Большая голова.

На колу сидела.

В стороны глядела.

Головой вертела.

• Пословица (поучает чему- то)

Дорога ложка к обеду. Под лежачий камень вода не течёт. В гостях хорошо, а дома лучше

• Заклички- один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Это обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто- к птицам, которые считались вестниками весны. Через заклички люди просили богатого урожая, здоровья, счастья, богатства.

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

• Считалка- небольшой стишок, форма жеребьёвки, с паомощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка- это элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты- баты, шли солдаты

• Скороговорка- фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношнение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные

На дворе- трава,

На траве- дрова

• Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша- нельзя скушать». Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например, «Два конца, два кольца- посередине гвоздик». Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

КВН (соревнуются 2 команды, за каждый правильный ответ команда получает бал. Выигравшая команда награждается леденцами)

Конкурс 1.

Представление команд (название, оглашение правил игры)

Конкурс 2.

«Пословица неспроста молвится»

назвать пословицы, где есть упоминание о ребёнке, например:

-Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

семи нянек дитя без глазу.

-Изба детьми весела.

-Полна хата детей, так и счастливо в ней.

-Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.

-У матери дочь и в тридцать лет дочурка.

-Мать кормит детей, как земля людей.

Ребёнок без матери, что стол без скатерти.

Конкурс 3.

Решение кроссвордов

I.

1. Жанр фольклора, в котором важен ритм (колыбельная)

2. Жанр, который поучает чему- либо (пословица)

3. Фраза, построенная на сочетании звуков (скороговорка)

4. песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка (потешка)

5. В каком жанре один предмет описывается через другой на основе схожих черт (загадка)

II.

1. Жанр, сопровождающий действия ребёнка, который он совершает в самом начале своей жизни (пестушка)

2. Песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка (потешка)

3. Форма жеребьёвки, определяющая, кто водит в игре (считалка)

4. Жанр, помогающий убаюкивать ребёнка (колыбельная)

5. Через какой жанр люди просили богатого урожая, здоровья, счастья, богатства (закличка)

Конкурс 4

Сделал дело, гуляй смело

Подвижная игра «Бег под музыку вокруг стульчиков»

От каждой команды приглашаются 3-4 участника. Кто дольше всех продержится, то и выиграл

Конкурс 5

«Все скороговорки не перескороговорить и не перескоровыговорить»

(Чья команда лучше выговорит скороговорку)

-Съел Валерик вареник, а Валюшка- ватрушку

-Три сороки тараторки тараторили на горке

Конкурс 6

«Мама напевала, дитятку качала»

Вспомнить колыбельную и спеть.

Конкурс 7

Определение жанра фольклора (работа со слайдами)

1 слайд. «Воспитатель+ ребёнок играют в «ладушки» (потешка)

2 слайд. «Дети в кругу, водящий считает» (жест) (считалка)

3 слайд. «Ширма, в окне сказочница» (сказка)

4 слайд. «Дети чётко проговаривают звуки (положение рта, губ) (скороговорка)

Конкурс 8

«Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

(Указать современное значение старославянских слов)

Кружлявый:

• Прыщавый

• Кудрявый

• Веснушчатый

Уварахтаться

• Испачкаться

• Укутаться

• Заблудиться

Остолопиться

• Сердиться

• Упрямиться

• Растеряться

Встрепенуться

• Влюбиться

• Спохватиться

• Встряхнуться

Елдаечки

• Пшеничные лепёшки

• Старинные женские украшения

• Качели

Конкурс 9

Отгадывание загадок

Бежал по тропке луговой-

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой-

И речка сделалась рябой.

Ветер

Сперва блеск, за блеском- треск,

За треском- плеск.

Гроза

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

Дождь

Вьётся, извивается, в небо устремляется

Дым из трубы

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

Небо, звёзды, месяц

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет-

Рухнул мост, а щепок нет.

Радуга

Течёт, течёт- не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит.

Речка

Секу, секу- не высеку,

Рублю, рублю- не вырублю.

Солнечный свет

Мету- мету- не вымету,

Несу, несу- не вынесу.

Ночь придёт- сама уйдёт

Тень

Не дед, а седой,

Укрывает землю и океан,

А зовут его…

Туман

Подведение итогов, награждение участников

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка«
Опубликовано: 11 октября 2024 в 15:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка«» (включая файлы) размещена пользователем Митрофанова Александра (УИ 1539506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД