Митрофанова Александра
Семинар-практикум «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка«
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум по теме «Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на физическое и психическое развитие ребенка»
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Так же позитивно на физическое и психическое развитие детей.
Публикация «Семинар-практикум „Позитивное воздействие художественного и устного народного творчества на ребенка„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Устное народное творчество
- Темочки
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через художественное и устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка и на его физическое и психическое развитие: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.
С помощью художественного слова, фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.
Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами художественного и устного народного творчества.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической и психической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает художественное творчество и фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.
Поэтому я всегда ставлю перед собой следующие задачи:
1. С помощью художественного и устного народного творчества
(фольклора) реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.
2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
3. Воспитывать и формировать личность ребенка.
4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую художественное и устное народное творчество.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Андрюшенька хороший!
Костенька пригожий!»
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды…»
«Кран, откройся
Нос умойся…»
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку…»
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту…»
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»
Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…»
Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.
Художественное и устное народное творчество способны корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша.»
С использованием художественного и устного народного творчества развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Художественное и устное народное творчество вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает : «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»
Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить.» и др.
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности).
Дети приобретают через художественное и устное народные творчество (произведения, действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так художественное и устное народное творчество оказывает воспитывающее влияние на малыша, на его физическое и психическое развитие.
Виды малых фольклорных жанров
• Колыбельная песня- один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора- оберёга. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что- то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. И так- колыбельная песня- песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием, то в ней важен ритм.
• Пестушка- (от слова пестовать, нянчить, холить)- короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги шли по дороге
Топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ, топ, топ, топ
Топ, топ, топ, топ.
• Потешка- элемент педагогики, песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальчиками, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Примеры: «Сорока- сорока», «Ладушки», «Коза рогатая».
• Прибаутка (от слова баять, т. е. рассказывать)- стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например,
Сова, совинька, сова,
Большая голова.
На колу сидела.
В стороны глядела.
Головой вертела.
• Пословица (поучает чему- то)
Дорога ложка к обеду. Под лежачий камень вода не течёт. В гостях хорошо, а дома лучше
• Заклички- один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Это обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто- к птицам, которые считались вестниками весны. Через заклички люди просили богатого урожая, здоровья, счастья, богатства.
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
• Считалка- небольшой стишок, форма жеребьёвки, с паомощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка- это элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты- баты, шли солдаты
• Скороговорка- фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношнение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные
На дворе- трава,
На траве- дрова
• Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша- нельзя скушать». Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например, «Два конца, два кольца- посередине гвоздик». Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
КВН (соревнуются 2 команды, за каждый правильный ответ команда получает бал. Выигравшая команда награждается леденцами)
Конкурс 1.
Представление команд (название, оглашение правил игры)
Конкурс 2.
«Пословица неспроста молвится»
назвать пословицы, где есть упоминание о ребёнке, например:
-Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
-У семи нянек дитя без глазу.
-Изба детьми весела.
-Полна хата детей, так и счастливо в ней.
-Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.
-У матери дочь и в тридцать лет дочурка.
-Мать кормит детей, как земля людей.
Ребёнок без матери, что стол без скатерти.
Конкурс 3.
Решение кроссвордов
I.
1. Жанр фольклора, в котором важен ритм (колыбельная)
2. Жанр, который поучает чему- либо (пословица)
3. Фраза, построенная на сочетании звуков (скороговорка)
4. песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка (потешка)
5. В каком жанре один предмет описывается через другой на основе схожих черт (загадка)
II.
1. Жанр, сопровождающий действия ребёнка, который он совершает в самом начале своей жизни (пестушка)
2. Песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка (потешка)
3. Форма жеребьёвки, определяющая, кто водит в игре (считалка)
4. Жанр, помогающий убаюкивать ребёнка (колыбельная)
5. Через какой жанр люди просили богатого урожая, здоровья, счастья, богатства (закличка)
Конкурс 4
Сделал дело, гуляй смело
Подвижная игра «Бег под музыку вокруг стульчиков»
От каждой команды приглашаются 3-4 участника. Кто дольше всех продержится, то и выиграл
Конкурс 5
«Все скороговорки не перескороговорить и не перескоровыговорить»
(Чья команда лучше выговорит скороговорку)
-Съел Валерик вареник, а Валюшка- ватрушку
-Три сороки тараторки тараторили на горке
Конкурс 6
«Мама напевала, дитятку качала»
Вспомнить колыбельную и спеть.
Конкурс 7
Определение жанра фольклора (работа со слайдами)
1 слайд. «Воспитатель+ ребёнок играют в «ладушки» (потешка)
2 слайд. «Дети в кругу, водящий считает» (жест) (считалка)
3 слайд. «Ширма, в окне сказочница» (сказка)
4 слайд. «Дети чётко проговаривают звуки (положение рта, губ) (скороговорка)
Конкурс 8
«Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»
(Указать современное значение старославянских слов)
Кружлявый:
• Прыщавый
• Кудрявый
• Веснушчатый
Уварахтаться
• Испачкаться
• Укутаться
• Заблудиться
Остолопиться
• Сердиться
• Упрямиться
• Растеряться
Встрепенуться
• Влюбиться
• Спохватиться
• Встряхнуться
Елдаечки
• Пшеничные лепёшки
• Старинные женские украшения
• Качели
Конкурс 9
Отгадывание загадок
Бежал по тропке луговой-
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой-
И речка сделалась рябой.
Ветер
Сперва блеск, за блеском- треск,
За треском- плеск.
Гроза
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.
Дождь
Вьётся, извивается, в небо устремляется
Дым из трубы
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат.
Небо, звёзды, месяц
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет-
Рухнул мост, а щепок нет.
Радуга
Течёт, течёт- не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
Речка
Секу, секу- не высеку,
Рублю, рублю- не вырублю.
Солнечный свет
Мету- мету- не вымету,
Несу, несу- не вынесу.
Ночь придёт- сама уйдёт
Тень
Не дед, а седой,
Укрывает землю и океан,
А зовут его…
Туман
Подведение итогов, награждение участников