Тугуз Аминет
Конспект НОД «Моя солнечная Адыгея»
▼ Скачать
НОД «Моя солнечная Адыгея».
Цель: Углубить и расширить знания о родной Республике, развивать чувство патриотизма, дать представление о символике государства.
Задачи:Формировать у дошкольников представление о государственной символике. Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере государственной символике: развивать чувство гордости за свою республику. Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами; воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства.
Публикация «Конспект НОД „Моя солнечная Адыгея“» размещена в разделах
Материалы: проектор;экран;презентация;государственные символы Адыгеи- флаг, герб;куклы; папка- передвижка.
Ход занятия:
Входят дети в украшенный зал. Звучит народная адыгейская мелодия.
Воспитатель: Ребята, как называется наша Республика?
Дети: Республика Адыгея.
Воспитатель:
МырзэДзэпщ. СиАдыгей.
Тыгъэрщыфабэу, огур щышхъуант1эу
Хэгъэгоу ти1эр ч1ым идэхап1.
Насыпыризэу, гуш1уагъор изэу
Си Адыгеиращизыкъуап. (мы усэрзытхыгъэрадыгэ усак1оу МырзэДэпщ)
Наша благодатная н гостеприимная Республика Адыгея расположена в самом центре Краснодарского края. Ребята, а на что похожа наша Республика (фото птицы)
Воспитатель: У нашей Республики есть свои символы. Какие это символы? Дети: Это флаг и герб.
Воспитатель:Кто нам расскажет о гербе?
Дети: Это герб Адыгеи, официальная эмблема, отличительный знак. Большая звезда символизирует братство многонационального населения Адыгеи. Золотые колоски пшеницы, ржи, початки кукурузы свидетельствуют о больших урожаях республики. Национальный стол — анэ, отражает гостеприимство. В центре изображён всадник на огненном коне. Это герой народа — воплощение добра, света и справедливости. Он несёт людям свет солнца, лучи которого рассыпаются по мирному небу.
Воспитатель: А теперь посмотрите на еще один символ Адыгеи. Кто расскажет нам о флаге?
Дети: - Флаг Республики Адыгея зелёного цвета.
-Он означает вечность. справедливость власти.
-12 звёзд - это 12 адыгских племён. Раньше они враждовали, а теперь объединились под одним флагом.
Воспитатель:А что означает 12 звезд на флаге (ответы детей)
Воспитатель: Да- это адыгейские племена. А какие из адыгских племен вы знаете (ответы детей)
Воспитатель: Правильно —бжедуги, егерухаи, бесленейцы, темергой (перечислить дальше).
Воспитатель:А что означает цвет флага? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: Что означает стрелы на флаге?
В-Да, это сила, мощь и единство
-Но есть еще древние легенды о трех стрелах. Они так и называют «Три стрелы» .Сейчас я вам расскажу.
-В старину, когда еще не было ружей, горец, идущий на охоту мог взять с собой 3 стрелы. Одну-чтобы добыть бегущего по земле зверя. Другого-для водоплавающей. Третью для птицы,летящей в небе.
Число стрел соответствовало числу миров в представлений древних. Один-земной, другой- водный; Третий - небесный. Кто переступал неписсанный закон трех стрел могли строго наказать и даже изгнать его.
Игра «Собери Флаг»
(из частей звёзд, стрел, полотнища составляют флаг республики Адыгея).
Воспитатель: У каждого народа есть поговорки, пословицы, загадки. Назовите мне Загадки адыгского народа.
Воспитатель: Конечно же, ребята знают и пословицы, и поговорки.
ЗАГАДКИ—
Воспитатель: 1 .Нэ ц1ык1у, пэ ц1ык1у
Джэдыгу ц1ык1у ыщыгъ-Цыгъо
2. Ощнахьинахь к1ыхь, сэщнахьинахь к1ыхь, ашъо к1ыхь телъ-Гъогу
3. Пл1ыри зэдагъэ, зи къатечъырэп-Щэрэхьипл1.
4. Дунаирзыгъэнэф, псырзыгъэфаб-Тыгъэ
ФИЗМИНУТКА
Жьыбгъэр,жьыбгъэр тэ кьытфепщэ, Чъыгыр, чъыгырегъэхьые.
Жьыбгъэр,жьыбгъэртынчэукъепщэ,
Чъыгыр,чъыгырлъагэмэхъу.
-Давайте теперь мы с вами рассмотрим мужской адыгейский национальный костюм : называется он цые. Состоит он из черкески, папахи, бурки. Традиционно шили его из темной материи и ничем не украшали. Единственным украшением являлись газыри, в которых хранился сухой порох, соль, спички.
-Зато всю красоту адыгской земли вложили в женский костюм называется он — сае. Сае состоит из нескольких частей: шапочка, шарф, платье и длинный халат без пуговиц с красивым поясом, украшенный орнаментом. Под халат одевалась шелковая рубашка с длинным рукавом, юбка. К узкому, длинному рукаву выше локтя пришивались нарукавники.
--Из каких частей состоит цые?
Ответы детей
--Из каких частей состоит сае?
Ответы детей.
--Где можно увидеть такие костюмы, кто их носит?
Ответы детей.
--Верно, такие костюмы носят танцоры ансамблей «Нальмэс», «Исламей», одевают в праздничные дни или когда встречают высоких гостей.
--Почему женский костюм кажется таким необычайно красивым?
Ответы детей.
—Правильно, его сшили из красивой ткани, украсили вышивкой — орнаментом. Адыги издревле вышивали золотыми нитками. Девушки должны были сами украшать свои костюмы вышивкой — этим они демонстрировали свое мастерство рукодельницы. Отсюда и берет свои корни золотое шитье адыгов.