Карагодина Виктория
Семинар-практикум «Обучение грамоте в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Обучение грамоте в ДОУ»
Цель: уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.
Задачи:
• активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
• уточнить представления о гласных и согласных звуках;
• учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
• научить правильно делать звуко-буквенный анализ слова;
• научить правильному печатанию букв
ХОД СЕМИНАРА:
1) Упражнение «Давайте поздороваемся»
Публикация «Семинар-практикум „Обучение грамоте в ДОУ“» размещена в разделах
2) Сообщение темы семинара
3) «Мозговой штурм» (работа в команде)
- Предлагаю вам поделиться на команды. Определите, что включает в себя понятие «подготовка к обучению грамоте»
4) Сообщение «Подготовка к обучению грамоте по возрастам по программе «Детство»
5) Работа в команде: дайте характеристику звуку (буквы на карточках).
ПОКАЗ «ЗВУКОВИЧКОВ», «БУКВЕННОГО АЛЬБОМА»
РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ «ЗВУКИ И БУКВЫ»
6) Сообщение логопеда «Консультация по обучению грамоте»
7) Проведение звуко-буквенного анализа слов
: ЛИСА
ЕНОТ, ЮЛА, ЁЖИК – ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – РАБОТА В КОМАНДЕ
- ВЫВОД: есть «хитрые» буквы, которые дают два звука. НУЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ ДОШКОЛЬНИКУ? (детям дошкольного возраста сложно работать с йотированными звуками) ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА БЕЗ ЭТИХ ЗВУКОВ.
- Звуки на письме обозначаются буквами.
7) Печатание букв
– Звуки обозначаются буквами. Важно правильно показать детям, как печатать буквы. Мы знаем, что буквы бывают заглавные (большие) и строчные (маленькие). Просмотрев тетради, в которых дети печатают буквы, я отметила некоторые ошибки. Печатание букв на доске А а; Б б; Д д; Е е
ВЫВОД:
Предварительно провести работу по запоминанию буквы ПАМЯТКИ «Печатание букв» - разобрать по пунктам. Печатать буквы лучше в тетради с большими клетками (большая буква в две клетки, маленькая – в одну - выполняется показ некоторых букв)
8) Работа над предложением
- Какие приёмы работы над предложением вы используете? Как определяете количество слов в предложении? (ответы педагогов)
Вывод:Можно использовать полоски, фишки, пальцы рук.
9) Рефлексия
- Что интересного вы узнали сегодня? Что планируете использовать в своей дальнейшей работе?
Домашнее задание: ИЗГОТОВИТЬ БУКВЕННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ ИЛИ ДРУГОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Буквы и звуки»
Всего в русском алфавите - 33 буквы. Все буквы имеют своё определённое название:
Все буквы при письме обозначают звуки. Но есть исключения: буквы Е Ё Ю Я в определённых позициях (в начале слов, после другой гласной) обозначают два звука. Они называются йотированными гласными. Буквы Ъ Ь не обозначают никакого звука.
Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы. Каждая буква имеет письменный и печатный вариант.
ГЛАСНЫЕ
Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я
Гласные, обозначающие твёрдость согласных, А О У Ы Э
Гласные, обозначающие мягкость гласных, И Е Ё Ю Я
Гласные звуки - [а, о, ы, э, у, и]
Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука:
Е - [й, э] Ю - [й, у]
Ё - [й, о] Я - [й, а]
СОГЛАСНЫЕ
Всегда твёрдые согл. звуки - [Ж] [Ш] [Ц]
Всегда мягкие согл. звуки - [Й] [Ч] [Щ]
Памятка «Знакомство с новым звуком, новой буквой»
1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове).
2. Артикуляция звука. Произнести звук. Определить, какой это звук? (гласный – ударный, безударный или согласный – твёрдый или мягкий, глухой или звонкий). Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, то это гласный звук. (ОШИБКА – нельзя говорить, что звук можно петь). Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный.
3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий). Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком).
5. Знакомство с буквой (см. Памятку «Написание букв»). Печатание букв.
ПАМЯТКА «ПЕЧАТАНИЕ БУКВ»
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
– На что похожа буква?
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;
- «Живые буквы» (ребёнок изображает букву с помощью рук или двое детей с помощью рук изображают букву)