Елена Мамий
Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум на тему: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»
[/i].
Цель: Формирование и стимуляция мотивационного отношения воспитателей к работе с детьми. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в группах.
Ход семинара:
Учитель-логопед: Дорогие педагоги, рада всех Вас видеть на нашем семинаре. Всем известно, что ум детей лежит на кончиках пальцев.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста происходит через развитие мелкой моторики. Такие игры:
- стимулируют зрительное и слуховое восприятие ребёнка;
- обогащают словарный запас ребёнка;
- тренируют тонкие движения пальцев рук;
- способствуют развитию творческих способностей;
- развивают память и связную речь;
- формируют координацию движений пальцев и кистей рук;
- развивать навыки ручной умелости.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Учитель-логопед: Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.
Мелкую моторику рук развивают:
-Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
-Массаж с растиранием пальчиков рук;
-Игры с природным материалом;
-Игры с предметами домашнего обихода;
-Игры с песком и водой;
-Пальчиковый театр;
-Ниткотерапия;
-Дидактические игры;
-Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .
В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук – это умение штриховать различные предметы, и их закрашивание, и умение проводить прямые и волнистые линии, и рисование элементов. И рисование в альбомах на занятиях по окружающему миру.
Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой.
Учитель-логопед: Очень полезны игры и упражнения с мячом:
Давайте поиграем с мячом. Я каждому буду бросать мяч, и говорить задание, которое вы должны выполнить:
-Подбросьте мяч высоко.
-Вы переложите из одной руки в другую.
-Подбросьте мяч и хлопните в ладоши 1 раз, затем поймайте.
-Вы «прокатите» мяч по правой руке, от ладони до плеча.
-Вы «прокатите» мяч по левой руке, от ладони до плеча.
-Подбросьте мяч высоко 2 раза.
-Подбросьте мяч сначала левой, затем правой рукой вверх.
Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые я разучиваю с детьми.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
"Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Давайте вместе с вами поиграем. Я считаю,что пальчиковые игры и физкультминутки, задания для самокоррекции нужно подбирать по лексическим темам. Приготовили свои пальчики. Пальчиковая гимнастика:
«Птичка».(на развитие мелкой моторики).
Птичка крылышки сложила,
(ладони сближаются)
Птичка перышки помыла,
(пальцы скрещиваются между собой)
Птичка клювом повела,
(выпрямленные и соединенные мизинцы)
Птичка зернышки нашла (изображают клюв)
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела!
Пальчиковая гимнастика:
«Кормушка».(на развитие общей моторике).
Сколько птиц в кормушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Шесть шеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.
Учитель-логопед: Сейчас мы с вами слепим из легкого пластилина.
1)«Волшебных зимних птичек». У вас на столе лежит цветной картон и 2 пакета пластилина. Я вам буду давать задания. Вы их выполнять. Лепим «Волшебную птицу».
2) Задание «Накормим птиц»-изготовление пластилиновых зернышек путем ощипывания от кусочка крохотного комочка и скатывания его двумя пальцами в шарик. В общем у нас получилась кормушка с волшебными птицами.
3)Задание «Цветочек лепесточек»
Учитель-логопед: А теперь поиграем с прищепками и пуговицами.
Дома у вас у всех найдутся прищепки разного цвета, размера, материала.
Предлагаю вам собрать цветочки, лепесточками послужат прищепки. У Вас на столах лежат кружочки из картона разного цвета, к ним надо прикрепить прищепки -«лепестки», а в середину пуговицы которые Вы должны равномерно прикрепить по всему кругу.
Для того, чтобы ребёнок закрепил цвета, то можно «лепестки» подобрать к серединке цветка, а для этого надо воспользоваться цветными прищепками. (Например, к жёлтой серединке-жёлтые лепесточки и т. д.) Вы знаете, уже не раз видели, дети собирают не только цветочки, но и тучки с дождиком, и ёлочке «вешают» иголочки, и ежу прикрепляют «иголки»….
Педагог: А сейчас я познакомлю Вас с игрой
4)«Золушка».
Для этой игры нам понадобятся разные крупы - греча, рис, фасоль, горох, чечевица. Все эти крупы смешаны, задача ребёнка - разложить крупы по стаканчикам. Предлагаю Вам тоже этим заняться. У вас на столах стоит миска с крупой, каждый берёт себе пустой стаканчик и договаривается с соседом, кто, какую крупу будет себе выбирать. Когда это будет делать ребёнок, не торопите его, пусть переложит столько крупы, сколько позволит ему терпение, постарайтесь заинтересовать его. Можно попробовать собрать крупу на время. И каждый раз ребёнок захочет увеличить свой результат.
2 вариант этой игры:
5)«Найди клад», в крупу положить игрушки от киндера-сюрприза. Задача ребёнка – выбрать эти игрушки из крупы. Такая игра очень нравится детям и доставляет большое удовольствие.
6) Задание. «Красивый голубок» Ещё с одной интересной игрой хочу Вас познакомить. Называется «Красивый голубок»-трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой или крупой. В этой игре развивается не только мелкая моторика. Но и фантазия, воображение.
Все эти перечисленные виды детской деятельности (игры, рисование, пальчиковая гимнастика) должны использоваться в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. На это не надо тратить много времени. Достаточно и 20 минут. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Спасибо Вам за то, что пришли на наш семинар. Если есть интересующие Вас темы, предлагайте. С удовольствием ответим на вас Ваши вопросы.