Юлия Лазарева
Семинар-практикум «Музыкально-ритмические упражнения, как средство укрепления здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Музыкально-ритмические упражнения, как средство укрепления здоровья детей»
Цель: знакомство педагогов с музыкально-ритмическими упражнениями, а также систематизация представлений в области музыкально-ритмических упражнениях - о конкретных способах использования в своей работе и применении их на практике.
Музыкально–ритмическая деятельность в укреплении здоровья детей.
Публикация «Семинар-практикум „Музыкально-ритмические упражнения, как средство укрепления здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия.
В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни.
Задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья особенно актуальна в наше непростое время.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
• сохранению и укреплению здоровья детей;
• развитию сенсорных и моторных функций;
• формированию потребности в двигательной активности;
• профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
• приобретению навыка правильного дыхания;
• развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
• развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.
Основываясь на работе Г. И. Анисимовой, Е. В. Михеевой можно выделить 3 аспекта воздействия на организм ребенка, способствующих укреплению физического и психического здоровья :
Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций. (Исследования В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова)
Второй аспект – психологический
Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический
Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
Занятия музыкальным движением способствуют физическому развитию детей :
• совершенствуется координация движений
• улучшается осанка
• повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность.
А сейчас предлагаю провести на практике несколько упражнений, а так же раздаю материал «Музыкально-ритмические упражнения»
«ПЕРЕДАЙ РИТМ»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
«МЫ ТАНЦУЕМ БУГИ- ВУГИ»
Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.
Ход игры: И. п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед, и немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)
Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)
Повторить 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т. д.
«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ» р. н. п. «Пойду ль да выйду ль я».
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню
Музыка А :
1-я фраза – стучат ложками справа четвертными нотами.
2-я фраза - стучат ложками слева четвертными нотами.
Музыка Б :
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
Музыка А :
1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.
2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.
Музыка Б :
1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.
2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).
Музыка А :
1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
Музыка Б :
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
«ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.
Ход игры: Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.
1. Веселый колокольчик –
Динь – динь - динь.
Смеется и хоохчет –
Динь – динь - динь.
2. Он пел зимой чуть слышно –
Динь – динь - динь.
Но снова солнце вышло –
Динь – динь - динь.
3. И звонкие капели –
Динь – динь - динь.
В ответ ему запели –
Динь – динь - динь.
«РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»
Цель: Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.
Ход игры: Дети стоят парами друг против друга.
Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».
Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.
Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).
«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Цель: Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить.
Ход игры: Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - и называет любое прилагательное – смешная, большая и т. д. фигура на месте замри!
«ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»
Цель: Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.
Ход игры: Дети садятся в круг, на одном ребенке – шляпа. Когда начинает звучать музыка, ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди снимая с головы соседа н надевая ее на себя.
«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»
Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.
Ход игры: Дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением: подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение: ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.
«ПРИГЛАШЕНИЕ» муз. Ф. Шуберта «Экосез»
Цель: закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.
Задание 2. Разработать план-график занятий ритмической гимнастикой на три месяца для детей любой возрастной категории.
Список литературы:
1. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
2. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. : Детство-пресс, 2006. -352 с.
3. Федорова Г. П. Танцы для детей. - СПб. : Детство-пресс, 2000. - 40 с
4. Горшкова, Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С. 47-55.
5. 17. Рубан, Т. Г., Тарасова, К. В. Музыкальное развитие дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2001.