Татьяна Гофман
Семинар-практикум «Методика грамматической работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара:
• Систематизировать знания воспитателей по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
• Уточнить и расширить знания воспитателей о формах грамматической работы (играх) с детьми дошкольного возраста.
• Упражнять в использовании игр с грамматическим содержанием.
• Закрепить знание воспитателями методики игр по развитию речи.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
Публикация «Семинар-практикум „Методика грамматической работы с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности в общении со взрослым и детьми.
Формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего – формирования диалога и монолога (формы речи, переход от дословной смысло-семантической системы к непроизвольной ситуативной фразовой речи, к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей.
На каждом этапе жизни ребёнка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при использовании высказываний из 1–2-х простых предложений. Центральным нововведением является словоизменение и освоение диалогической формы речи с взрослыми.
На четвёртом году жизни – зарождается словообразование и словотворчество (т. к. расширяется словарь); начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов); осваивается звукопроизношение (через игры со звукоподражанием).
Пятый год жизни – знаменуется формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при построении монолога, этап формирования грамматически и фонематически правильной речи. Освоение способов вычленения из речи предложения, слова, звука. Происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками и инициативности в диалоге со взрослым.
Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через специальную совместную деятельность со взрослым, через общение ребенка с педагогом и другими детьми.
В младшем дошкольном возрасте игры-занятия (сеансы активизирующего общения) не должны иметь учебной мотивации. Они строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми, дети участвуют только добровольно, а организация свободная: разнообразие поз, расположение в пространстве, свободное перемещение. Поддерживаются инициативные непроизвольные высказывания детей, вопросы, разговоры. Планирование дидактических задач в этом возрасте - пошагово.
На пятом году жизни характер организации коллективных занятий изменяется, т. к. постановка дидактических задач уже требует слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, выполнение творческих заданий, игровых упражнений, требующих концентрации внимания, тишины.
Взрослый постепенно переводит детей от игр с игрушками к играм со словом. Организация занятий включает в себя двигательную активность, разнообразие поз и перемещение в пространстве. Занятия со старшими дошкольниками (в них также широко используют дидактические игры и упражнения) строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включая пластические упражнения (физминутки, но в них явно применяются обучающие приемы. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики, но это не основная форма обучения для развития грамматического строя языка дошкольника.
• На начальном этапе (в младшем возрасте) ведущее значение имеют совместные с взрослым сюжетно-отобразительные игры детей, подвижные, музыкальные игры и пластические упражнения, игры-драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации. – Эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем.
• Уже на четвертом году жизни важнейшим условием полноценного формирования грамматического строя языка дошкольника становится обучение связной речи и рассказыванию, которое опирается на игровой опыт детей и разворачивается в форме сотворчества педагога и ребенка.
Заимствование готовых образцов речи у младших дошкольников носит отсроченных характер, проходя через ум и эмоции ребенка. Но коммуникативно не мотивированные задания педагога – повторить ту или иную форму, конструкцию, текст – активно отвергаются младшими дошкольниками; старшие дошкольники скучают на таких занятиях, выполняют задания из послушания. Именно этим объясняются низкие результаты речевой работы и наблюдаемый поздний тип формирования связной речи.
Самое главное в грамматической работе с детьми – это создание условий для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства, синтаксических, морфологических и словообразовательных средств.
Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.
В процессе занятий, дидактических игр упражнений с грамматическим содержанием дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.
Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с ошибкой исчез и интерес к слову.
• На первых этапах речевого развития перед ребенком прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где 1 предмет, а где много).
• Следующая задача – использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие.
• Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми (например, фишка – фишками)
• И совсем иная, еще более трудная задача – оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать.
В работе с младшими дошкольниками большой удельный вес занимают речевые задачи первого типа (на понимание и использование в речи грамматических средств).
Задачи оценочного характера, как правило, по силам старшим дошкольникам. Но в силу того, что в каждой возрастной группе уровень речевого развития детей не одинаков, во всех возрастных группах и почти на каждом занятии следует предусматривать решение детьми тех или иных задач. Например, в средней группе детей учат использовать точные наименования предметов посуды. Многие слова им не знакомы, но есть еще и такие как: салфетница, хлебница и др. подобные слова. Чтобы запомнить эти слова, нужно многократно поупражняться. Но не следует при этом добиваться, чтобы дети запомнили каждое слово отдельно, лучше обратить их внимание на способ образования этих слов.
Тут следует упомянуть о словотворчестве – это метод познания, специфически детское средство ориентировки в звуковой и смысловой стороне слова.
Достаточно сложно регулировать речевую активность детей: один ребенок еще не понял вопроса, а другой уже ответил на него с места. Помогает справиться с этой проблемой индивидуальная и групповая работа.
Практикуют и рекомендуют для работы в детском саду такую форму работы, как рассказывание детей с ситуации «письменной речи» (ребенок на занятии диктует свой рассказ по картинке, а воспитатель его записывает точно, побуждая ребенка самого исправлять ошибки). Такой вид работы на занятии доступен детям старшей и подготовительной группе. Но еще в средней группе в индивидуальной работе полезно использовать прием записи детских рассказов.
Синтаксическая сторона речи – совершенствуется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Необходимо побуждать детей использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны проблемные вопросы (Почему? Зачем? Как, побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и др. существенные связи и зависимости.
Развитие морфологической стороны речи детей сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка (сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов). Для дошкольников затруднительно усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий.
Не всякую грамматическую основу следует включать в упражнение или тем более в обязательное занятие. Этого достичь невозможно, да и ненужно. Разумно организованная систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову и его формам. Научившись прислушиваться к речи, ребенок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи окружающих правильные формы. Важно только, чтобы взрослые сами говорили правильно, а новое для малыша слово употреблялось в разных падежах, а не только в именительном.
Работа по ознакомлению детей со способами словообразования.
В русском языке подавляющее большинство слов мотивированные, т. е. образованы от других. Чтобы овладеть лексическим богатством языка, ребенок должен научиться не только правильно соотносить мотивировку наименования с реальными предметами, но и понять смысл, заложенный в словах.
Для занятий в детском саду отбирается небольшое количество типичных для русского языка способов словообразования названия детенышей животных, предметов посуды, профессий, на примере которых детей учат ориентироваться в существительных.
В младших группах основной задачей является обогащение речи детей мотивированными словами. А способам слово образования начинают обучать со средней группы.
ВТОРОЙ ДЕНЬ.
Напоминаю тему семинара-практикума «Методика грамматической работы в детском саду»;
Предлагаю вспомнить, о чем велась речь в первый день семинара;
Предлагаю план работы на второй день:
• Теоретическая часть
• Кроссворд
• Выставка игр (оценка правильности и эстетического оформления игр)
• Игры.
Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.
Учить детей самостоятельно образовывать трудные формы слов можно с помощью упражнений на подбор рифмы. Например, игра «Сочиняем рифмовки» для детей шестого года жизни.
ИГРА.
В ходе этого упражнения, сочиняя рифмы и, казалось бы, просто играя словами, дети не замечают трудные, как легко и просто им запоминаются трудные формы слов, которые к тому же они образовывают самостоятельно.
Подавляющее большинство занятий по грамматике для малышей строится таким образом, что дети и не подозревают об их истинном назначении. Ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.
Вместе с тем уже пятилетние дети способны осознавать отдельные конкретные грамматические правила и нормы разговорной речи. Например, слово хотеть изменяется по разному в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих:
Я хочу, но мы хотим,
Ты хочешь, вы хотите,
Он хочет, они хотят.
Детям старшей группы объясняют, что есть слова, которые не изменяются.
Назовите: … (пальто, кофе, какао, пианино, метро)
Знакомят дошкольников и с тем, когда правильно употреблять слово одеть, а когда – надеть: … (одеть (кого, но надеть (что) (на себя).
В подготовительной к школе группе рекомендуют задания на подбор грамматических синонимичных форм. Например, на образование степеней сравнения прилагательных и наречий (можно сказать интереснее, а как по-другому? – более интересный; можно сказать глубже, а как по-другому? – более глубоко).
Игра «Холодно-тепло».
Если еще раз коснуться работы по ознакомлению детей со словообразованием, то вспомним, что большинство слов в русском языке образованы от других слов (вода – водяной). Вспомните, как они называются? (Мотивированные).
В младших группах основной задачей является - … (обогащение речи детей мотивированными словами).
В средней группе дети осваивают способы образования слов (это названия …детенышей животных, посуда и др.).
По аналогии со словами: щенок, ягненок, жеребенок – дети далее смогут сами образовывать такие названия как: лосенок, журавленок, олененок и подобные.
Такая самостоятельная работа крайне важна для приобретения опыта словотворчества. Без нее невозможно достичь полноценного речевого развития. Но чтобы не создавать у детей неправильных представлений о закономерностях языка, поэтому их сразу же следует ознакомить с разными способами словообразования.
Детей старшего дошкольного возраста обучают способам образования названий людей по профессиям, характерным особенностям внешнего вида и склонностям (гитарист, мойщик, … - дополните, - почти от всех частей речи при помощи суффиксов, приставок и других средств). Но всем способам учить не реально, да и ненужно.
Обучение на данном возрастном этапе осуществляется с помощью речевых игр и упражнений.
Игра «Про пана Трулялинского».
Опираясь на словообразовательные навыки детей, в подготовительной группе нужно постепенно формировать у детей умение подбирать однокоренные слова:
Задания - образовать слова от заданного…;
Задания - образовать слова по аналогии…
Например: после прочтения сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» можно провести следующее упражнение:
«Белки веселые, - говорит воспитатель, а волк совсем не веселый, а … (грустный) – добавляют дети.
Белки веселятся, а волк… (грустит).
Белкам весело, а волку … (грустно).
Можно сказать веселый, а можно - … (радостный);
Весело – радостно, веселиться – радоваться, веселье – радость и т. д.».
Подбор однокоренных слов – новый для детей вид работы. Но если на предыдущих возрастных этапах формирование средств и способов словообразования осуществлялось систематически, он не вызовет больших затруднений. И если даже ребенок пока еще не научится свободно и правильно подбирать однокоренные слова (этому его в дальнейшем научат в школе, опыт, который он приобретет, очень полезен для воспитания произвольности, точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря.
Сочиняем рифмовки.
Цель: упражнять в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
Материал: предметные картинки - ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, 2 сороки, щенки, синички.
Ход: читается английская народная песенка в переводе С. Я. Маршака:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил 2-х свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
- Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали 2-х сорок
Без… (ботинок) и … (чулок).
И щенков без (носков)
И синичек
Без… (тапочек) и (рукавичек).
Без ботинок и чулок
Повстречали мы (сорок,
Без носков (щенков,
Без тапочек и рукавичек (синичек).
- Веселые шутки у нас получились.
Холодно – тепло.
Цель: Образовывать степени сравнения наречий.
Ход: один из играющих назначается водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Затем зовут водящего. Когда он ищет игрушку, то все участники комментируют поиск:
- Тепло, теплее, совсем тепло, горячо
- Прохладно, холодно, еще холоднее, совсем холодно