Фомина Инна Геннадьевна
Семинар-практикум для воспитателей на тему «Формирование правильного произношения — сложный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизирование и углубление знаний воспитателей
по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделяется большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка стоит на первом месте, поэтому задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Количество детей с нарушениями речи к сожалению возрастает. В каждой группе есть дети с нарушением речи. На речь ребёнка влияет его окружение социальная среда в которой он растёт и развивается.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей на тему „Формирование правильного произношения — сложный процесс“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В наших логопедических группах на данный момент дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. У таких детей нарушено произношение, слоговая структура, фонематический слух, выраженное отставание в формировании словарного запаса, связная речь.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика.
Все упражнения проводятся четко, фиксируя движения).
Ход семинара
Участники практикума (воспитатели) входят в зал. На столе лежат карточки с изображением предметов. Каждый участник берёт карточку называет что на ней изображено и называет первый звук в слове.
Участники (воспитатели) садятся за столы.
1. Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».
Предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки
«У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией презентации и показом артикуляционных движений).
«Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись—в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние губы.
Блюдца поставим—положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки»
2. Знание органов артикуляции.
Логопед задает вопросы.
– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).
– Какие языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).
– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).
– Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.
3. Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Участникам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением. (Показывают воспитатели)
Су – Джок терапия (выполняют вместе с логопедом) Показ логопеда.
4. Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия».
– Назовите слова на заданные звуки. Произношу звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука. ( А: автобус, апельсин, Р: рота, роман, М: моль, март и т. д.)
- Придумайте рифму к слову. Перевернутые предметные картинки лежат на столах у каждого. Участник переворачивает картинку, называет предмет. Остальные участники находят рифму к заданному слову. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т. д.)
- Подберите слово к схеме.
(На магнитной доске выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые квадраты). Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг, мох, мех, рис, пес, чай» и т. д.
Каждый участник подходит к столу логопеда и берёт карточку, называет что на ней изображено и прекрепляет к схеме слова на доске.
- Подберите слово с наибольшим количеством букв.
Раздаются листы бумаги и фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.
- Определите место звука в слове. «Звуковая рыбка»
Логопед дает задание: определить местонахождения звука Л в словах на звуковой рыбке. Переставить пуговицу в соответствии с нахождение звука: в начале слова – голова рыбы, в середине слова – туловище рыбы, в конце слова – хвост рыбы. (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).
4. Составь предложение на тему «Осень». Выложи схему.
Один участник придумывает предложение. Проговаривает его. Выкладывает на доске схему предложения. Остальные участники тоже выкладывают схему этого предложения каждый у себя за столом.
Составляем 3 -4 предложения.
6. Формирование правильного произношения и дикции.
Логопед предлагает выбрать карточки со скороговорками.
Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией.
Участники делятся на две команды, выбирают карточку. Выполняют задание.
Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».
«Корабли лавировали, лавировали. Да не вылавировали». (Сердито).
Карточка №2. «На дворе трава, на траве дрова».
«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).
Логопед объявляет об окончании семинара-практикума. Всех благодарит и раздает памятки для воспитателей :
«Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи»
(на произношение, закрепление и различение звуков)