Анастасия Иванко
Семинар-практикум для воспитателей «Проверьте свою грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие задаются вопросом «Что такое культура речи?»
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (лексики, орфоэпии, фонетики и грамматики) а также умение грамотно использовать в своей речи все средства ее выразительности (метафоры, олицетворения, гиперболы, ирония, сарказм) в соответствии с аудиторией и принятым в окружении стилем общения.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Проверьте свою грамотность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Красивая, грамотная и правильная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Правильность речи - основа языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
Воспитатели являются примером для своих воспитанников, так сказать «Эталоном». Вместе с детьми воспитатель проводит так же много времени как и родители. Он организует совместные игры, общается с детьми во время занятий, знакомит с художественной литературой, прививает любовь к литературе, поэзии, устному творчеству. И, конечно же, дети в ходе общения с воспитателем перенимают и речевые особенности педагога.
Для воспитателя, грамотная, четкая, и правильная во всех аспектах речь— это уровень его профессионализма. Поэтому работа над усовершенствованием своей речи — есть каждодневный, упорный труд как уже опытных педагогов, так педагогов-новичков. Воспитатель обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому буду-щие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, то есть о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.
Так, русский публицист и литературный критик, Дмитрий Иванович Писарев писал: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни".
Сегодня на семинаре, предлагаю Вам провести незатейливую проверку вашей грамотности и речи. Для удобства, семинар разбит на блоки. В конце семинара мы подведем итоги, каждый для себя.
1. Грамматическая правильность
Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.
В каком случае используется форма глагола бегите?
Глагол «бегите» используется только при формировании повелительного наклонения, например, «Ваш поезд уже отходит, бегите, может еще успеете!»
• Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Повелительное наклонение- форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет).
Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); махать – маши (те, махай (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).
• Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
Голова покрыта (шаль)
• Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Ольга резко поднялась с кресла, а клубок с ее (колени) укатился прочь.
Мы вошли в зал, в котором было много (кресла, (шкафы, (диван).
Моя командировка продлится 17 (сутки)
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
2. Орфоэпическая правильность
Орфоэпия- это раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, обеспечивающий единство звучания речи.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
• Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.
• Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.
• Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.
3. Лексика
• Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Компания «Айсберг» является ведущим лидером рынка товаров и услуг.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Концерт группы «Чайка»подошел к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала лекарство.
• Синонимия. Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.
Старый Давний Старинный Ветхий Древний.
Уверена, каждый из Вас смог дать определение указанным прилагательным, а сейчас я представляю вашему вниманию, как эти же прилагательные классифицировал русский драматург, публицист Денис Иванович Фонвизин: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках».
Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».
Итак, включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же, в них заключен общий для них смысл, но разные его оттенки. Именно последние при употреблении синонимов играют роль: они напоминают оттенки красок у художника, нюансы звуков у музыканта.
4. Орфография
Орфография- это раздел науки о языке, изучающий правописание слов, их правильность.
Словарный диктант: аббревиатура, апелляция, манекен, плеоназм, декларация, монархия, иллюминация, коллоквиум, бессонница, ненароком, ни в коем случае, экспрессия.
В память о семинаре, у вас останутся все результаты нашей работы, и высказывания великих людей мира о слове, речи, культуре речи человека.
Заканчивая сегодняшний семинар, предлагаю Вам, использовать рефлексию, и вспомнить весь материал сегодняшнего семинара, и провести самоанализ. Для удобства, воспользуйтесь предложенной анкетой.
И помните, коллеги, успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.