Светлана Христолюбова
Семинар-практикум для воспитателей «Аппликация бывает разной»
Тема: «Аппликация бывает разной».
Цель: знакомство с нетрадиционными техниками в аппликации и их влияние на развитие ребёнка дошкольника.
Задачи:
-Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками в аппликации,
- Раскрыть значение использования нетрадиционных техник в изодеятельности в работе с дошкольниками для развития творческих способностей.
Форма проведения: семинар-практикум.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Аппликация бывает разной“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Участники: педагоги детского сада.
Подготовительный этап:
Показать выставку детских работ в нескольких техниках нетрадиционной аппликации.
Цитаты.
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. (В. А. Сухомлинский)
Вступительное слово.
Становление творческой личности – одна из важных задач в современной педагогике. Развитие личности происходит с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, создать условия для раскрытия потенциала творчества.
1 этап- теоретический.
Взрослый помогает развивать художественно-творческие способности, ребёнок благодаря этому создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то своеё, он каждый раз экспериментирует со способами создания изображения. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от наглядно- чувственного впечатления до создания собственного образа (композиции) имеющимися в его арсенале художественно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо накапливать опыт для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, знает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Дошкольникам не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать специальную литературу. Для себя чётко определила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Техники нетрадиционной аппликации предоставляют педагогу и дошкольнику необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их применения будет интересна и доступна как педагогу, родителю, так и ребенку.
Благодаря этому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей. Именно они открывают большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.
Одним из преобладающих направлений в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных техник способствует :
• интеллектуальному развитию ребенка;
• развитию творческого воображения;
• коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
• развитию уверенности в своих силах;
• умению детей свободно выражать свой замысел;
• развитию мелкой моторики рук, что необходимо детям перед школой особенно сильно.
В процессе интересного дела в нашей творческой мастерской, которую мы создали, используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Беседы, работа с наглядным материалом, использование художественного слова, рассматривание репродукций картин, проблемные ситуации, применение информационных технологий воодушевляют ребят на художественные подвиги.
В старшем дошкольном возрасте используем следующие методы:
• Частично-поисковый метод направлен на развитие активности в познавательном плане и самостоятельности. Он заключается в выполнении нетрудных заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
• Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
• Исследовательские методы (исследование свойств бумаги, красок, ткани, ниток, а так же возможностей других материалов).
• Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок,макетов, иллюстраций, презентаций).
• Игровые методы (дидактические игры, сюрпризные моменты, творческие задания, эскизы).
• Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий).
• Репродуктивные (работа по образцам).
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется багажом технических умений, большим
2 этап- практический.
Нетрадиционные техники аппликации.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - получение художественных изображений путём наклеивания, нашивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.
Аппликация может быть подразделена на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету может быть одноцветная и многоцветная.
Для аппликаций можно использовать самые различные материалы: бумагу разной фактуры, разные ткани (хлопок, шелк, бархат, нитки разного качества, природные материалы (листья, семена, веточки, ракушки, разнообразные по форме семена злаков.
Результаты наблюдений и экспериментов показывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации способствуют развитию познавательной сферы дошкольника, что является необходимым условием для развития творчества, самостоятельности в создании интересных образов.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Предлагаю воспитателям вместе со мной заняться интересным делом. Мы разделимся на команды, и каждая из команд выполнит своё творческое задание.
1 команда - аппликация в технике ниткография.
2 команда - аппликация из разных круп и семян.
3 команда - аппликация в технике торцевание.
Для каждой команды заранее приготовлены трафареты для более быстрой работы. Также команды получают необходимые материалы для работы.
Выполненными работами можно будет украсить холл детского сада.