Олеся Доровских
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – Семинар - практикум для воспитателей
«Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»
Цель: дать представление педагогам об умение задавать вопросы, как о механизме развития личности старших дошкольников.
Задачи:
познакомить педагогов с приёмами работы при обучении детей задавать вопросы;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по использованию мнемотаблицы и мнемосимволов при обучении детей постановки вопросов;
отработать с педагогами методические подходы и приёмы по умению задавать разные виды вопросов в мини группах;
сформировать у педагогов мотивацию для использования навыков в работе с детьми.
Добрый день, коллеги! Сегодня на семинаре-практикуме вы убедитесь в том, что умение задавать вопросы – это настоящее искусство, а также механизм развития личности старших дошкольников.
Ребёнок, который не задаёт вопросы, вызывает тревогу у педагогов. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одарённости. Коллеги, а задумывались ли вы над тем, что вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться?
Для того чтобы повысить у наших воспитанников потребность в познании, расширить активный и пассивный словарь, активизировать любознательность необходимо не только создать особую атмосферу, но и использовать специальные методы и приёмы.
Представляю вашему вниманию свой опыт в этом направлении и расскажу, как я обучаю детей задавать вопросы. В своей практике синтезировала современные и классические методики, с помощью которых мне удалось достичь значительных успехов.
С помощью методики «Вопрошайка» Марии Борисовны Шумаковой вы сможете изучить познавательную активность ваших воспитанников и их умение задавать вопросы. Для этого вам понадобятся два вида картинок: хорошо знакомые детям и картинки с предметами, которые дети видят впервые.
Организуется игра «Кто больше задаст вопросов?». За каждый вопрос ребёнок получает карточку со знаком вопроса. Выигрывает тот, кто собрал больше всех вопросов.
Педагог фиксирует результат, и особое внимание уделяет тем детям, которые собрали меньше всего знаков.
Наверняка вы используете в работе мнемосимволы. А мне они помогают обучить детей задавать вопросы. Как запомнить огромное количество вопросительных слов? Как разучить новые незнакомые виды вопросов? На помощь педагогу приходят мнемосимволы.
Предлагаю ознакомиться с мнемосимволами и мнемотаблицей, которую я активно использую. Обратите внимание, что мы обучаем детей задавать вопросы последовательно и систематически.
Знакомство с таблицей. (Приложение 1)
Метод «Цепочка вопросов» – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию: её действующих лиц (кто, их действия (что делают, каким способом (как, в каких обстоятельствах (где? когда, по какой причине (почему? зачем). Во время обучающих бесед детям задаётся цепочка вопросов по серии картинок, а затем предлагается самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание ориентирует детей, как формулировать вопросы.
В своей работе я использую обучающие беседы по «Рассказам в картинках» Николая Радлова.
Показ книги Н. Радлова.
Особый интерес у детей вызывают словесные игры Джанни Родари, известного сказочника. Ребята, с удовольствием, участвуют в игре «Фантастический вопрос». Обычно это игра проходит на высоком эмоциональном подъёме, и дети незаметно для себя не только учатся, но и развиваются.
Серия игр «Небылицы», «Салат из сказок», «Угадай, о чём спросили?» позволяет в игровой форме обучать детей и сохранять высокую познавательную активность.
Работая в данном направлении, разработала игровую дидактическую систему «Город вопросов». У нас появился игровой персонаж, придуманный детьми – малыш Вопросик. Как вы думаете, какой он по характеру? А ещё он очень общительный, у него много друзей вопросиков. Так мы попадаем в необычный город. На каждой улице живут вопросики разные по виду и типу.
Предлагаю, вам, с ними ознакомиться. (Приложение 2)
1. Тонкие – направлены на фактическое знание, односложный ответ.
2. Толстые – развёрнутый ответ, требующие размышления (как? каким образом)
3. Поисковые – направлены на поиск ответа (откуда? для чего? почему)
4. Проблемные – требующие ответа посредством мышления (зачем? можно ли)
5. Зеркальные – построены на повторении ответа собеседника (вы сказали что)
6. Наводящие – по содержанию делают очевидным ответ (не правда ли)
7. Переломные – поднимают новые проблемы (как вы считаете)
8. Оценочные – выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов (в чём отличие.)
9. Творческие – направлены на поиск нестандартных и оригинальных ответов (что было бы? как изменится…если)
Мной разработаны игры для работы по данной системе.
Предложенная система обучения помогает сформулировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов; использовать вопросы как средство познание окружающего мира.
А сейчас уважаемые коллеги, предлагаю поиграть!
ИГРА «ЗАДАЙ ВОПРОС ГЕРОЮ»
Цель: формировать умение задавать вопросы, через знакомые сказки.
Игра многоуровневая, направлена на усложнения задания. В этой игре я предлагаю вам третий уровень сложности.
Количество игроков: от 8-15 человек
Возраст: старший дошкольный
Правила игры:
Дети сидят вокруг стола. На столе карточки с героями сказок. Ведущий зачитывает ответ сказочного героя, задача ребёнка отгадать героя, назвать сказку и задать вопрос, который подходит к данному ответу. Ответ оценивается, следующим образом: за полностью выполненное задание – 3 балла, если выполнили 2 из 3 заданий – 2 балла, если одно – 1 балл. Выполнять задания требуется по очереди.
Выигрывает тот, кто набрал больше всех баллов.
ИГРА «СКАЗОЧНАЯ ВОПРОШАЙКА»
Цель: формировать умение задавать вопросы определённого вида через народные и авторские сказки.
Игра многоуровневая, направлена на усложнения задания. Я предлагаю вам второй уровень сложности.
Количество игроков: в команде 4 ребёнка, количество команд не ограничено.
Возраст: старший дошкольный
Правила игры:
Один из членов команды выбирает цветной конверт, в котором находятся картинка по сказке и три вопросика. Команды друг другу не показывают, что у них в конверте. Задание: назвать сказку, автора и задать 3 предложенных вопроса, ответить на них. Команды совещаются и по очереди отвечают.
За полностью правильно выполненное задание, команда получает балл, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Приложение 1
Вопросительное
слово Пояснительная фраза Мнемосимвол
Кто? Мы можем начать вопрос со слова „КТО“, когда хотим узнать про людей
или животных, которые что-то делают
Что? Мы можем начать вопрос со слова „ЧТО“, когда хотим узнать что-то про предмет.
Когда? Мы можем начать вопрос со слова „КОГДА“, когда хотим узнать
что-то про время, когда происходит
действие.
Где? Мы можем начать вопрос со слова „ГДЕ“, когда хотим узнать что-то про место, в котором происходит
действие.
Как? Мы можем начать вопрос со слова „КАК“, когда хотим узнать, каким способом что-то можно сделать,
каким образом что-то действует, происходит
или называется.
Почему? Мы можем начать вопрос со слова „ПОЧЕМУ“, если хотим узнать о
причинах чего-либо.