МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»

Олеся Доровских
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР – Семинар - практикум для воспитателей

«Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»

Цель: дать представление педагогам об умение задавать вопросы, как о механизме развития личности старших дошкольников.

Задачи:

познакомить педагогов с приёмами работы при обучении детей задавать вопросы;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников“» размещена в разделах

повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по использованию мнемотаблицы и мнемосимволов при обучении детей постановки вопросов;

отработать с педагогами методические подходы и приёмы по умению задавать разные виды вопросов в мини группах;

сформировать у педагогов мотивацию для использования навыков в работе с детьми.

Добрый день, коллеги! Сегодня на семинаре-практикуме вы убедитесь в том, что умение задавать вопросы – это настоящее искусство, а также механизм развития личности старших дошкольников.

Ребёнок, который не задаёт вопросы, вызывает тревогу у педагогов. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одарённости. Коллеги, а задумывались ли вы над тем, что вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться?

Для того чтобы повысить у наших воспитанников потребность в познании, расширить активный и пассивный словарь, активизировать любознательность необходимо не только создать особую атмосферу, но и использовать специальные методы и приёмы.

Представляю вашему вниманию свой опыт в этом направлении и расскажу, как я обучаю детей задавать вопросы. В своей практике синтезировала современные и классические методики, с помощью которых мне удалось достичь значительных успехов.

С помощью методики «Вопрошайка» Марии Борисовны Шумаковой вы сможете изучить познавательную активность ваших воспитанников и их умение задавать вопросы. Для этого вам понадобятся два вида картинок: хорошо знакомые детям и картинки с предметами, которые дети видят впервые.

Организуется игра «Кто больше задаст вопросов?». За каждый вопрос ребёнок получает карточку со знаком вопроса. Выигрывает тот, кто собрал больше всех вопросов.

Педагог фиксирует результат, и особое внимание уделяет тем детям, которые собрали меньше всего знаков.

Наверняка вы используете в работе мнемосимволы. А мне они помогают обучить детей задавать вопросы. Как запомнить огромное количество вопросительных слов? Как разучить новые незнакомые виды вопросов? На помощь педагогу приходят мнемосимволы.

Предлагаю ознакомиться с мнемосимволами и мнемотаблицей, которую я активно использую. Обратите внимание, что мы обучаем детей задавать вопросы последовательно и систематически.

Знакомство с таблицей. (Приложение 1)

Метод «Цепочка вопросов» – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию: её действующих лиц (кто, их действия (что делают, каким способом (как, в каких обстоятельствах (где? когда, по какой причине (почему? зачем). Во время обучающих бесед детям задаётся цепочка вопросов по серии картинок, а затем предлагается самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание ориентирует детей, как формулировать вопросы.

В своей работе я использую обучающие беседы по «Рассказам в картинках» Николая Радлова.

Показ книги Н. Радлова.

Особый интерес у детей вызывают словесные игры Джанни Родари, известного сказочника. Ребята, с удовольствием, участвуют в игре «Фантастический вопрос». Обычно это игра проходит на высоком эмоциональном подъёме, и дети незаметно для себя не только учатся, но и развиваются.

Серия игр «Небылицы», «Салат из сказок», «Угадай, о чём спросили?» позволяет в игровой форме обучать детей и сохранять высокую познавательную активность.

Работая в данном направлении, разработала игровую дидактическую систему «Город вопросов». У нас появился игровой персонаж, придуманный детьми – малыш Вопросик. Как вы думаете, какой он по характеру? А ещё он очень общительный, у него много друзей вопросиков. Так мы попадаем в необычный город. На каждой улице живут вопросики разные по виду и типу.

Предлагаю, вам, с ними ознакомиться. (Приложение 2)

1. Тонкие – направлены на фактическое знание, односложный ответ.

2. Толстые – развёрнутый ответ, требующие размышления (как? каким образом)

3. Поисковые – направлены на поиск ответа (откуда? для чего? почему)

4. Проблемные – требующие ответа посредством мышления (зачем? можно ли)

5. Зеркальные – построены на повторении ответа собеседника (вы сказали что)

6. Наводящие – по содержанию делают очевидным ответ (не правда ли)

7. Переломные – поднимают новые проблемы (как вы считаете)

8. Оценочные – выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов (в чём отличие.)

9. Творческие – направлены на поиск нестандартных и оригинальных ответов (что было бы? как изменится…если)

Мной разработаны игры для работы по данной системе.

Предложенная система обучения помогает сформулировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов; использовать вопросы как средство познание окружающего мира.

А сейчас уважаемые коллеги, предлагаю поиграть!

ИГРА «ЗАДАЙ ВОПРОС ГЕРОЮ»

Цель: формировать умение задавать вопросы, через знакомые сказки.

Игра многоуровневая, направлена на усложнения задания. В этой игре я предлагаю вам третий уровень сложности.

Количество игроков: от 8-15 человек

Возраст: старший дошкольный

Правила игры:

Дети сидят вокруг стола. На столе карточки с героями сказок. Ведущий зачитывает ответ сказочного героя, задача ребёнка отгадать героя, назвать сказку и задать вопрос, который подходит к данному ответу. Ответ оценивается, следующим образом: за полностью выполненное задание – 3 балла, если выполнили 2 из 3 заданий – 2 балла, если одно – 1 балл. Выполнять задания требуется по очереди.

Выигрывает тот, кто набрал больше всех баллов.

ИГРА «СКАЗОЧНАЯ ВОПРОШАЙКА»

Цель: формировать умение задавать вопросы определённого вида через народные и авторские сказки.

Игра многоуровневая, направлена на усложнения задания. Я предлагаю вам второй уровень сложности.

Количество игроков: в команде 4 ребёнка, количество команд не ограничено.

Возраст: старший дошкольный

Правила игры:

Один из членов команды выбирает цветной конверт, в котором находятся картинка по сказке и три вопросика. Команды друг другу не показывают, что у них в конверте. Задание: назвать сказку, автора и задать 3 предложенных вопроса, ответить на них. Команды совещаются и по очереди отвечают.

За полностью правильно выполненное задание, команда получает балл, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Приложение 1

Вопросительное

слово Пояснительная фраза Мнемосимвол

Кто? Мы можем начать вопрос со слова „КТО“, когда хотим узнать про людей

или животных, которые что-то делают

Что? Мы можем начать вопрос со слова „ЧТО“, когда хотим узнать что-то про предмет.

Когда? Мы можем начать вопрос со слова „КОГДА“, когда хотим узнать

что-то про время, когда происходит

действие.

Где? Мы можем начать вопрос со слова „ГДЕ“, когда хотим узнать что-то про место, в котором происходит

действие.

Как? Мы можем начать вопрос со слова „КАК“, когда хотим узнать, каким способом что-то можно сделать,

каким образом что-то действует, происходит

или называется.

Почему? Мы можем начать вопрос со слова „ПОЧЕМУ“, если хотим узнать о

причинах чего-либо.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы»Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 17:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Искусство задавать вопросы как механизм развития личности старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Доровских (УИ 559865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД