Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Нужна ли детям игра»

Наталья Зубова
Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Нужна ли детям игра»
▼ Скачать + Заказать документы

«НУЖНА ЛИ ДЕТЯМ ИГРА, И КАКОВА ЕЕ РОЛЬ

В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

В обыденной жизни со словом игра люди связывают что – то несерьезное, развлекательное. Одна из причин того, что дети не играют, - недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент взрослых: игра – бесполезная деятельность, которая не пригодиться в будущем (в отличие от письма и счета). Однако о значении игры для современного и полноценного развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотемлимым правом ребенка. Такое пристальное внимание к игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка – дошкольника и проявляются важнейшие познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей и родителей „Нужна ли детям игра“» размещена в разделах

Что может быть увлекательнее и интереснее сказочного мира детских игр, безграничного царства фантазии и веселья, где невозможное возможно, где ты сам себе волшебник и режиссер, где происходят невероятные приключения и чудеса?

Играя, дети познают окружающий мир и себя в нем, реализуют творческие возможности, заложенные в каждом ребенке, приобретают бесценный опыт общения и необходимые для жизни навыки.

Игры развивают у ребенка смекалку, ловкость, сообразительность, помогают формировать характер и правильно строить отношения со сверстниками. Ведь именно в играх со сверстниками малыш получает первые уроки жизни, в таких играх начинается подготовка маленького человека к взрослой жизни. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у детей вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Игра – глубоко личностное явление, так как в ней рано проявляются все оттенки души, в игре высказываются интересы, наклонности ребенка.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов. Ребенок «просто играет» - и учится!

В игре дети не только обучаются, но и развиваются. Некоторым взрослым кажется, что ребенок лучше обучается на занятиях, при прямой передаче знаний. Только так он может научиться читать, писать, получить представления об окружающем мире. Но специально проведенные исследования показали, что дошкольник иначе усваивает материал, чем взрослый.

Игры детей, на первый взгляд кажущиеся пустой забавой, на самом деле имеют огромное значение для подготовки к будущей жизни. Общеизвестно, что детства – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Перед родителями стоит важнейшая задача: ценить детство; больше общаться со своими детьми; стремиться к тому, чтобы ребенок познавал мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны, приносят радость и более всего продвигают его в развитии.

Игровая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна, а в некоторых семьях наоборот. Существует много игр, в которые можно играть с детьми полноценно развивая их но, не тратя на это много денег или покупая для этого специальные игры.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Одним из важнейших разделов речевого общения – обогащение словарного запаса. Неравнодушное и грамотное отношение взрослых к проблеме развития словаря дошкольника принесет плоды радости и удовлетворения. Ведь логичная богатая речь – залог успеха во многих областях знаний.

Словесные игры

«КТО БОЛЬШЕ?» - расширение словаря прилагательных.

Взрослый называет слово: например - арбуз. Ребенок должен как можно больше назвать признаков предмета: «арбуз» - зеленый, большой, круглый, сладкий, ароматный, сочный, тяжелый, гладкий, спелый.

«ЧТО БЫВАЕТ?» - расширение словарного запаса.

Взрослый называет признак предмета, ребенок должен подобрать название предмета: «Что бывает красным, круглым, высоким, сладким, горячим, колючим и т. д.»

«ЧТО ОБЩЕГО?» - активизация слов с обобщающим значением.

Взрослый называет 3 или 4 слова. Дети определяют общее в значении этих слов. Например: сосна, береза, рябина – деревья. Тарелка, кружка, сковородка – посуда.

«ВСПОМНИ И НАЗОВИ» - развитие понимания слов с обобщающим значением.

Взрослый дает задание: «Раз, два, три, ягоды (грибы, птиц) назови.

«ЛИШНЕЕ СЛОВО» - развивать умение группировать слова по выделенному признаку и без выделенного признака.

Взрослый называет три слова, среди которых нужно найти «лишнее», не подходящее к остальным по цвету, форме, величине или другому признаку, обозначаемого этим словом.

Например: по цвету – небо, цыпленок, лимон;

по форме – арбуз, книга, мяч; по вкусу - конфета, лимон, торт и т. д.

Усложненный вариант: «лишнее слово», назвать «лишнее» слово, признак классификации при этом не указывается.

Например: машина, автобус, тарелка; тапки, шуба, сапоги; синица, собака, воробей и т. д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ» - расширение словаря антонимов.

Взрослый называет слово, а ребенок должен сказать наоборот. К примеру: - день – ночь, добрый – злой, громко – тихо, большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий – низкий…

«О КАРТИНКЕ Я ВАМ РАССКАЖУ» -уточнение представлений о действиях предметов и живых существ.

Взрослый говорит: «Картинку вам (тебе) не покажу, о картинке расскажу». Описание картинок дается следующим образом. Это ….

Бодает, мычит, жует (корова); прыгает, квакает, ловит (лягушка);лакает, мяукает, умывается (кошка); варит, жарит, печет (повар); дети сами могут придумывать действия предметов, поменяться ролями со взрослыми.

ИГРЫ С ИГРУШКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД РУКОЙ.

(в некоторых играх можно использовать картинки)

Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах по средствам манипулирования и экспериментирования. В течении своей жизни ребенок проявляет разное отношение к вещам. Сначала он манипулирует с ними, открывая их физические свойства, затем употребляет их по назначению, и наконец, открывает их игровые возможности.

«ЗАБЫТАЯ ИГРУШКА» - развитие слухового внимания.

Перед ребенком четыре игрушки, взрослый перечисляет их названия, «забывая» при этом одну.

Например: мяч, кукла, мишка, машинка. Взрослый не называет – кукла, ребенок должен назвать»забытое» слово – кукла.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? – ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.

Например: кукла (какая) резиновая, большая, маленькая, говорящая, красивая…

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, быстрая.

Машинка – большая, железная, грузовая, легковая…

«ЧТО ДЕЛАЕТ?» - расширять словарь глаголов.

Например: мяч – скачет, прыгает, катится, лежит, падает.

Кукла – стоит, сидит, говорит, плачет, поет, смеется.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?» - расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Взрослый показывает три-четыре предмета (картинки, затем просит закрыть глаза и убирает один предмет (картинку, ребенок открывает глаза и называет недостающий предмет (картинку).

«УГОДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» - расширение словаря, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Перед ребенком выставляется ряд предметов, взрослый дает описание одного предмета, ребенок угадывает описанный предмет.

(можно усложнить, пусть дает описание ребенок).

«У КОГО КАКАЯ?» - развитие словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.

Взрослый и ребенок берут по игрушке и описывают по очереди.

«ПОСЫЛКА» - уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Ребенок выбирает игрушку, не показывая взрослому, прячет ее в коробку. Взрослый задает ему вопросы о предмете: какой предмет по форме (цвету, величине, весу, мягкости, на ощупь, что может делать, из каких частей состоит). ребенок спрятавший предмет, отвечает: предмет – круглый, красный, легкий, твердый, резиновый, может прыгать, катиться.). вопросы задаются до тех пор, пока взрослый не догадается, какой предмет в коробке.

ИГРЫ С МЯЧОМ – с помощью простых игр, можно углублять знания детей об окружающем, животном и растительном мире, представления детей об окружающей действительности.

«КАКОГО ЦВЕТА?» - кидая мяч ребенку, взрослый называет овощ, фрукт, а ребенок должен назвать цвет.

«ДИКОЕ ИЛИ ДОМАШНЕЕ?» - кидая мяч ребенку, взрослый называет животное, а ребенок говорит, дикое оно или домашнее.

«КАК ЗОВУТ ДЕТЕНЫШЕЙ?» - кидая мяч ребенку, взрослый называет животное (лиса, а ребенок должен назвать его детеныша (лисенок).

«НАЗОВИ ЛАСКОВО» - образование уменьшительно – ласкательных форм существительных.

Кидая мяч ребенку, взрослый называет слово (дом, а ребенок называет ласково (домик, стул – стульчик, жук – жучок.

«СЪЕДОБНОЕ НЕ СЪЕДОБНОЕ» - взрослый произносит слово и бросает ребенку мяч. Если назван продукт или съедобный объект, ребенку нужно поймать мяч. В обратном случае ребенок не ловит мяч. Аналогично проводятся игры: «овощи – фрукты»; «одежда – обувь».

«БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ» - взрослый говорит предложение, бросая мяч ребенку, предложение содержит верное или ошибочное суждение, ребенок должен исправить ошибку, в случае необходимости.

Например: яблоко соленое, тыква тяжелая, поезд летает по небу, корабль плавает по воде, стакан резиновый, заяц лает, милиционер рисует картины и т. д.

«ОДИН – МНОГО» - образование множественного числа существительных.

Взрослый, бросая мяч, называет один предмет, а ребенок должен назвать много.

Например: стол – столы, дом – дома, карандаш – карандаши, пчела – пчелы.

«КТО, КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?» - образование глаголов со значением передвижения.

Взрослый, бросая мяч, называет предмет, а ребенок называет его действие.

Например: человек – идет, белка – прыгает, рыба – плавает, машина – едет.

Играйте вместе с детьми, окунитесь в волшебный мир детства и увидите, насколько этот запас радости, бодрости и оптимизма будет полезен и вам, и вашим детям. Пусть отдых никогда не станет для ваших детей скучной обязанностью, а сделает досуг разносторонним, творческим и полезным. Стремитесь к тому, чтобы игровые занятия с ребенком проходили в атмосфере радости и творчества. Чаще хвалите ребенка, отмечайте его достижения, помогайте преодолевать трудности.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игры для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.»

Н. К. Крупская.

ЗАНИМАЙТЕСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

И БОЛЬШИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Публикации по теме:

Задачи и критерии сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребенка. «Игра не изначально является средством воспитания, а становится им под.

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Нужна ли детям игра»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 18:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Нужна ли детям игра»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД