Оксана Быкова
Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно и красиво!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание атмосферы психологической комфортности.
Повышение профессионального мастерства.
Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
Выявление и развитие индивидуальных способностей в речевой деятельности.
Приобщение педагогов к языковому богатству русской литературы и устного народного творчества.
Развитие коммуникативных и артистических способностей; развитие инициативности, самостоятельности, активности, умения творчески проявлять смекалку и сплоченность в командной игре.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Говорим правильно и красиво!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Поэтому, сегодня я предлагаю вашему вниманию семинар-практикум, целью которого является – помочь вам в организации развивающей работы на занятиях.
Разминка. На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
Все слова языка. (Лексика).
Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
Часть слова без окончания. (Основа).
1. Раздел – Словарь и грамматика «Почему так называется?»
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
2. Загадки про многозначные слова, омонимы.
Задание: Послушайте ряд загадок и отгадайте одно слово. (звучит одинаково, а значение имеет разное)
1. ЛУК
Один в огороде на грядке растет,
Другой же по цели стрелой попадет.
2. ЗВЕЗДА
Одна нам ночами на небе сверкает,
Другая на сцене поет, выступает,
В глубинах морских наша третья живет,
На елке четвертая есть в Новый год.
3. МЕСЯЦ
Первый на небе ночами сияет,
А во втором дней по 30 бывает.
4.МОЛНИЯ
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете
3. Подскажите слово.
Задание: Предложить по цепочке добавить слово, продолжить диалог:
Кошка мяукает, а воробей…
Соль в солонке, а масло…
У лошади хвост лошадиный, а у собаки.
У ребенка рука, а у куклы …
Медведь спит в берлоге, а волк…
У кошки котята, а у слонихи…
Корова мычит, а собака…
Я работаю в детском саду №4, а Вы…
Цыпленок желтый, а курица…
Курица кудахчет, а утка…
Заяц пушистый, а слон…
У коровы рога, а у козленка…
У голубя перья, а у лисы…
Воробей маленький, а орел…
У зайчихи зайчонок, а у индейки …
Клест – зимующая птица, а лебедь…
Олень – рогатый, а волк…
Воробей чирикает, а ворона…
Сокол летает, а страус…
У белки дупло, а у лисы.
4. Составьте пословицы и поговорки из набора слов
предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить предложение.
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
II. раздел «Звуковая культура речи».
1. Определите место звука в слове.
Предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени».
(Лапа, кулак, пол, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).
2. «Звуковое лото»
III. раздел «Связная речь»
1. Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машин. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
2. Рассказ по серии сюжетных картинок.
Воспитателям раздаются несколько серий сюжетных картинок, дается время придумать рассказ и выслушиваются полученные рассказы.
В совершенствовании речи предела нет. На слайде представлены пути развития речи