Лена Новикова
Семинар-практикум для родителей второй младшей и средней группы «Аппликация из сухих листьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей второй младшей и средней группы
Художественно-эстетическое воспитание детей направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, эстетических чувств, приобщение к искусству воспитания. Реализация эстетического воспитания и художественного образования происходит в процессе ознакомления с разными видами искусства, ознакомления с природой, через художественную деятельность.
Публикация «Семинар-практикум для родителей второй младшей и средней группы „Аппликация из сухих листьев“» размещена в разделах
- Аппликации из листьев
- Аппликации. Консультации для родителей
- Листья. Поделки и аппликации из листьев
- Поделки. Мастерим с детьми
- Природный материал. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
С недавнего времени в систему воспитательно-образовательного процесса дошкольников введено экологическое воспитание. Оно предусматривает развитие бережного отношения к природе, а также накопление знаний, представлений об окружающем мире. Для развития у детей художественно-эстетических и экологических знаний, умений и навыков целесообразно проводить интегрированные занятия, включающие в себя и вопросы ознакомления с природой, и вопросы изобразительной деятельности. Рассмотрим одно из направлений выбранной темы: работа с природным материалом на занятиях по изобразительной деятельности, а в частности: «Аппликация из сухих листьев, трав, семян и цветов».
Флористика в детском саду
Со второй младшей группы с детьми проводятся занятия по аппликации. Их учат наклеивать на фон готовые вырезанные формы из цветной бумаги. С этого возраста можно включать в работу и элементы природного материала (сухие листья, семена, травы). Этот вид аппликации наиболее доступен детям. Она проста, оригинальна и привлекательна. Природная форма, цвет, оттенки цвета листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты действительности: птиц, насекомых, зверей, фигурки людей и т. д.
В аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листьев, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм, постепенно усложняя композицию и количество изображаемых предметов. Например, сначала можно предложить наклеить листики вокруг нарисованного дерева, т. е. изобразить листопад. Можно подобрать листья округлой формы, наклеить их на вырезанную из цветной бумаги тарелочку, получаться «Яблоки на блюдце». Усложнять работу можно, составив предмет из двух- трех частей. Например, «Цыплята на лугу», «Утята на пруду», «Рыбки в аквариуме» и т. д. Постепенно можно усложнять задания для детей, наклеивая два- три объекта на один фон. Например, «Зайчик под елкой», «Мишка косолапый», «Бабочки на цветах». Листья деревьев и кустарников разные по форме и величине, и окраску осенью они приобретают самую разную.
Для сохранения и использования сухих листьев их необходимо подготовить. Собранные вместе с детьми листья кладут между бумажными листами и проглаживают горячим утюгом, затем их переложить плотной бумагой или картоном и придавить сверху грузом. В таком состоянии их можно хранить длительное время.
Для работы с природным материалом используют только клей ПВА, т. к. любой другой клей изменяет природную окраску растений и портит их внешний вид. Собирать листья можно в течении всего года. В разное время года листья имеют своеобразную окраску. Лучше собрать листья в начале осени, когда они особенно красивы по цвету.
Когда вы собираете с детьми листья, напомните детям, что нельзя обламывать ветки. Можно брать только то, что подарит вам дерево или куст. Так же нельзя вырывать с корнем цветы и травы, этим можно погубить растение.
«НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ПРИРОДА ЖИВАЯ, НЕ ДЕЛАЙТЕ ЕЙ БОЛЬНО».
Плоскостная аппликация из растений называется ФЛОРИСТИКА (от латинского слова «флора» - растения).
Аппликация может быть :
предметной (изображение любого предмета);
декоративной (изображение орнамента узора);
сюжетной (сюжет из сказки, песни).
Техника изготовления аппликации следующая :
1. Выбор темы (что вы хотите изобразить);
2. Подбор фона (цветная бумага для фона);
3. Подбор сухих листьев (по цвету, форме, величине);
4. Выкладывание узора или сюжета на фоне;
5. Приклеивание деталей.
При работе с клеем учите детей намазывать детали аккуратно, тонким слоем, предварительно положив на клеенку деталь. Прижимать деталь к фону необходимо с помощью салфетки, чтоб убрать излишки клея и не испачкать руки.
С четырех лет можно давать детям для работы ножницы, предварительно научив ребенка правильно держать их, делать прямые срезы. Например: разрезать лист пополам или срезать кончик листа.
В конце работы обязательно похвалите ребенка за трудолюбие, за творческий подход, за новую идею, за аккуратность в работе. Учите ребенка бережно относиться к продукту своей деятельности, т. е. к готовому изделию. Ни в коем случае не выбрасывайте работу ребенка на его глазах, если она пришла в негодность. Учите детей беречь свой труд и труд других людей.
А теперь мы проведем с вами вместе и с вашими детьми общее занятие по аппликации из сухих листьев.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ (младше – средней группы) :
«КУРОЧКА С ЦЫПЛЯТАМИ» и «УТОЧКА С УТЯТАМИ».
Цель занятия:
Расширять знания детей о домашних птицах и их детенышах (у курицы с петушком - цыплята, у утки и селезня - утята). Учить в аппликации передавать характерные признаки внешнего вида и строения цыплят (для второй младшей группы) и утят (для средней группы). Продолжать знакомить детей с овальной и круглой формами. Учить подбирать сухие листочки по цвету и величине, соотнося их с частями тела утят и цыплят (для цыплят нужен большой и маленький желтые листочки; для утят- маленький и большой листики овальной формы). Учить подбирать для изображения крыльев и лапок соответствующие по форме листочки. Побуждать детей дорисовывать дополнительные детали фломастерами (лапки, глазки, клювик). Развивать у детей навыки аккуратного наклеивания деталей.
Задачи для родителей :
Дать родителям элементарные навыки аппликации из сухих листьев. Показать, что занятия с детьми надо проводить в игровой форме, с показом способов действий, с помощью взрослых. Воспитывать бережное отношение к природе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Игровая ситуация
Воспитатель рассказывает: «Гуляли по двору курочка с цыплятами и уточка с утятами. Вдруг из-под ворот выбежала кошка и напугала цыплят и утят. Разбежались цыплята с утятами по двору. Спрятались от кошки. Ищут курочка и уточка своих деток, найти не могут. Давайте вместе поможем курочке и уточке найти деток».
2. Беседа с детьми о характерных особенностях внешнего вида цыплят и утят. Рассматривание картинок с изображением цыплят и утят.
а) Обращение к детям младшего возраста :
Ребята, какого цвета шубка у цыплят?
Какой формы голова? А туловище?
Что больше по размеру, голова или туловище?
Что еще есть у цыпленка (крылышки, клювик, лапки?
б) Обращение к детям среднего возраста :
Посмотрите, а утята, какого цвета?
Какая форма туловища у утенка?
Какой формы голова? Крылышки? На что похожи лапки?
3. Показ у доски способа наклеивания цыпленка.
- Посмотрите, ребята, сейчас я вам покажу, как из сухих листьев можно сделать цыпленочка. У меня на тарелке лежат сухие листья. Они желтые и круглые, одни большие другие маленькие. Большой листок похож на туловище цыпленка, а маленький листок на что похож?
- Чтобы наклеить цыпленка на травку, возьмем сначала большой листок, смажем его клеем с обратной стороны, приложим на травку и крепко прижмем салфеткой.
- Данила, иди, приклей цыпленку голову. Еще у него есть крылышки. Вот маленький листок похож на крыло, приклеим его на туловище.
- Посмотрите, один цыпленок уже вернулся.
- А, кто хочет нарисовать цыпленку ножки и клюв?
- Где же остальные детки?
- Позовите на свой лужок остальных цыплят.
4. Обращение к детям среднего возраста :
- Ребята, А какой формы подойдут листочки, чтобы сделать туловище и голову утенку? Найдите на тарелочке листочки похожие на лапки с перепонками. Клювик можно сделать из маленького листочка рябины или нарисовать фломастерами. Позовите утят на озеро.
5. Работа детей за столами. Руководство воспитателем рабочим процессом:
- Сначала подберите на тарелочке все детали. Расположите их на листке, и только затем приклеивайте.
- Намазывать детали надо по всей поверхности, тонким слоем.
- Намазанную деталь прижимать надо салфеткой.
- У кого голова и туловище уже готовы, приклейте крылышки.
- Глазки и ножки можно дорисовать.
6. Анализ готовых работ.
- Посмотрите, как много собралось цыплят на полянке. Все они желтенькие и пушистые. А вот и утята в озере появились. Перышки пестренькие распушили.
- А где же мама курочка и уточка?
- Давайте попросим наших мам найти нам курочку и уточку.
7. Работа двух родителей у мольберта.
Родители наклеивают из заранее приготовленных сухих листьев образы курочки и уточки.
8. Подвижная игра с родителями и детьми : «Вышла курочка гулять». «Вышла уточка гулять».
(Родители изображают маму курицу и маму утку, дети малыши - цыплята, дети средней группы - утята).
Слова: «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко-, не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Дети с мамами гуляют по коврику, клюют зернышки, машут крылышками, гребут лапками. Появляется кот в руках ведущего воспитателя, ловит и пугает цыплят и утят со словами: «Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет». На последних словах дети убегают к маме курочке под крыло. (Та же игра проводится с детьми средней группы).
«Кошка никого не догнала, никого не поцарапала. Все живы и здоровы. Теперь цыплята и утята могут идти погулять».
Дети уходят в группу с другим воспитателем в группу.
9. Вопросы к родителям :
- Доступно ли было проведено занятие для детей?
- Чем отличались задания для разных групп?
- В какой последовательности давались задания?
- Определите план занятия. Что мы делали сначала? Что потом?
а) Игровая ситуация.
б) Рассматривание образца.
в) Объяснение и показ способа действия.
г) Работа детей за столами.
д) Руководство со стороны взрослого.
е) Обыгрывание.
- Справились ли дети с заданием?
- Сколько по времени проходило занятие?
- Не утомились ли дети?
10. Вопросы со стороны родителей.
- Что вас интересует по данной теме?