Мария Киреева
Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу мы пойдём»
Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению.
Задачи:
• Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребенка к школе.
• Вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Скоро в школу мы пойдём“» размещена в разделах
• Познакомить с развивающей программой педагога-психолога через продукты детской деятельности, полученные в процессе диагностической и развивающей работы, а также используя видео и фотоматериалы.
• Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала группы.
• Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Средства: двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные, музыкальные.
Форма работы: групповая
Длительность мероприятия: 45 минут
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Стенд 1 – схема «Готовность ребенка к школе»
Стенд 2 – высказывания детей на тему «Для чего нужна школа»
Раздаточный:
Бейджики с разноцветными вкладышами (для написания имен участников, маркеры, доска, стулья по количеству участников, бумага писчая, мягкий мяч, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника, список качеств ребенка – первоклассника, анкета-рефлексия на каждого участника.
Ход мероприятия:
Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с разноцветными вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами.
Столы расставляются полукругом, стулья стоят за столами. Родители свободно рассаживаются. В центре полукруга стоит Стенд 1 со схемой, стол ведущего.
1 часть. Знакомство – приветствие
«Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе, ее компонентах. Я познакомлю вас со своей работой в рамках подготовки ваших детей к школе, вы станете свидетелями этой плодотворной деятельности, получите возможность понаблюдать за своими детьми в процессе нашей работы. Наша встреча рассчитана на 45 минут. Надеюсь, они станут для вас интересными и познавательными».
Игра-приветствие «Давайте познакомимся»
Цель – способствовать формированию общегруппового запроса, снятию напряжения в начале работы.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка-телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет пару слов о своем ребенке, а также «На какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?»
2 часть. Раскрытие понятия «Школьная готовность ребенка к школе»
«Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребенка к школе. Для начала предлагаю выяснить, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребенка в школе.
Практическое задание №1.
Инструкция: Напишите на своих листах ТО главное, что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс школы.
Родители работают самостоятельно (отводится 1–2 минуты). Далее, по очереди, прикрепляют свой листок на доску, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, ведущий обобщает ответы родителей, составляя «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника».
Следует подвести к мысли, что родители назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на Стенде 1.
«Теперь предлагаю вам познакомиться с «портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника». Перед вами представлены все направления готовности ребенка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребенка в школе. Предлагаю поочередно познакомиться с каждым их них.
Вопрос родителям :
«Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?»
Педагог предлагает родителям познакомиться с предлагаемым списком возможных качеств, которые развиваются через подвижные упражнения. Родители должны выбрать нужные и объяснить свой выбор.
Необходимо подвести родителей к мысли, что в первую очередь в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве.
При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.
Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных в схеме.
Мотивационная готовность
Вопрос родителям :
«Желание пойти в школу» и «Желание учиться» – это одно и то же или разные понятия?»
Педагог предлагает разделиться на 2 подгруппы и поспорить, слушая размышления друг друга. Предлагает подгруппам подискутировать (бейджики на одежде помогут обратиться к нужному собеседнику).
«В ходе рассуждений педагог-психолог подводит к выводу, если ребенок говорит: «У меня будет новый ранец…», «В школе весело…», «В школе на переменах можно играть…», то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано – желание учиться.
Педагог обращает внимание родителей на Стенд 2 с детскими высказываниями. В ходе экспресс-диагностики определялась мотивация ребенка к обучению в школе. Предлагает родителям зачитать последовательно все высказывания и определить, какая мотивация преобладает у ребенка.
«Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Как же создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? Педагог предлагает родителям познакомиться с «Памятками для родителей будущего первоклассника» в, в них изложены всевозможные приемы создания положительной мотивации ребенка к обучению в школе. Ведь мотивация может меняться в зависимости от различных факторов.
Интеллектуальная готовность
Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.
ВИДЕОМАТЕРИАЛ с ответами детей, свидетельствующими о наличии у них кругозора. Воспитатель задает детям вопросы познавательного характера, дети дают на них полные ответы.
«Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С. Я. Маршак написал:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.
Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата».
Коммуникативная готовность
«Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т. к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным «шустрикам» приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.
Педагог предлагает игру на демонстрацию навыков общения «Ищу друга». После ее проведения организуется анализ игры и ощущений, которые испытали участники в течение игры.
3 часть. Подведение итогов, рефлексия
«Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.
Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю запомнить анкету – рефлексию. Пожалуйста, будьте откровенны (отводится 2 – 3 минуты)».
Анкета-рефлексия
• Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки ребенка кшколе?
• Да
• Нет
• Удобное ли время выбрано для организации данного мероприятия?
o Да
o Нет
o предложите свой вариант
• Что для вас оказалось интересным?
o Необычная форма проведения
o Возможность наблюдать за ребенком, видеть продукты его деятельности
o предложите свой вариант
• Что показалось наиболее сложным?
o Придти вечером после работы
o Активно включиться в обсуждение
o предложите свой вариант
• Выберите краткую характеристику мероприятия:
o Интересно, познавательно
o Пригодится в будущем
o Скучно, не хочется участвовать
Литература:
• Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М., 1994.
• Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой – СПб. : Питер, 2006.
• Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. – СПб. : Дельта, 1997.
• Осипова А. А. Общая психокоррекция. Уебное пособие для студентов ВУЗов. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
• Популярная психология для родителей / Под ред. А. С. Спиваковской. – СПб: Союз, 1997.
• Хасанов А. Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.
• 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. : АСТ, 2002.