Наталия Другова
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму»
Родители входят в групповую комнату, рассматривают выставку из детских работ и фотографий на тему: «Что умеют наши ручки?», садятся на стулья.
Воспитатель: Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Поэтому одна из важных задач в подготовительной к школе группе – это подготовить руку дошкольника к письму. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребёнок много и увлечённо рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребёнок пойдёт в школу неготовым приступить к обучению письму. Низкий уровень развития графического навыка может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму :
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
- Низкий темп письма.
- Быстрая утомляемость при письме.
- Неровная, «дрожащая» линия.
- «Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.
- Слишком сильный нажим.
- Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
- Несоблюдение размера графических элементов.
- Несоблюдение наклона письма.
- Большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо.
- Нежелание выполнять письменные упражнения.
Следует помнить, что потребность писать у детей 6 – 7 лет выражена слабо и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребёнок практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо, ребёнку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности. Это может быть: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки», «Попади в цель», «Дорожки», «Лабиринты» и т. д. Ребёнка следует обучать рисованию по точкам, дорисовыванию незаконченного рисунка, рисованию по клеточкам, копированию рисунков по клеточкам. Выполняя различные виды штриховок, копируя рисунки, ребёнок приобретает опыт графических движений. При этом необходимо сразу обучать ребёнка правильным приё мам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. Штрихи могут быть следующие: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши) и т. д.
Точность графических действий обеспечивается за счёт мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребёнок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
И сегодня, уважаемые родители, мы с вами отправимся в увлекательный мир детства, будем выполнять различные упражнения и играть в игры, которые помогут вашему ребёнку развить графический навык и мелкую моторику рук.
1-е задание: «Пальчиковые игры».
Воспитатель: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок также развивает тонкие движения рук. Пальцы и кисть приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
«Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне. Руки в вертикальном положении,
ладони друг к другу, развести
пальцы и слегка округлить их
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и Ритмичное движение пальцами
питание вместе – врозь.
Дружно дают под землёй Ладони опустить вниз, тыльной
корешки. стороной прижать друг к другу,
пальцы развести.
2 – е задание: «Графический диктант».
Воспитатель: Перед вами лежит бумага в клеточку, я буду диктовать, а вы рисовать.
- Две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вниз, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вверх, одна клетка наискосок вправо вверх, одна клетка наискосок вправо вниз, две клетки вниз.
- Две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вниз, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вверх, одна клетка наискосок вправо вверх, одна клетка наискосок вправо вниз, две клетки вниз, одна клетка наискосок влево вниз, одна клетка наискосок влево вверх.
3 – е задание: «Обведи рисунок по точкам и раскрась».
Каждому родителю раздаются рисунки, например:
1hello_html_3859679e.jpg.
2hello_html_m4d8e3892.jpg.
3hello_html_3f3a9c2e.jpg.
Вариантов может быть очень много.
4 – е задание: «Попадание в точку».
Родителям предлагается взять карандаш, чистые листы бумаги, поставить на листе точку. Попросите родителей отвести руку с карандашом вверх на расстояние 10 – 15 см от листа, а затем предложите попасть кончиком карандаша в точку. Внимание обращается на точность выполнения задания.
5 – е задание: «Игры со счётными палочками».
Воспитатель: В этих играх помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши, соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, закрепить знания о геометрических фигурах. Выполнение задания можно сопровождать стихами.
Родителям раздаются наборы счё тных палочек и предлагается сложить из них :
«Мышка».
hello_html_59e445bb.jpgМышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
«Хрум, хрум» -
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
«Очки».
hello_html_m78d027c0.jpgОчки пропали у Гали.
Весь день мы их дружно искали,
А они на носу очень тихо
Смеялись над нашей шумихой.
«hello_html_578b6ed1.jpgГрибок».
Шапочка на ножке
Около дорожки.
В мой просторный кузовок
Полезай скорей, грибок.
Можно придумать и другие варианты.
6 – е задание: «Снежинки».
Воспитатель раздаёт родителям ножницы и белую бумагу, просит вырезать ажурную снежинку. Эта игра хорошо воздействует на развитие мелкой моторики рук.
7 – е задание: «Охотник и волк».
Родители получают листы бумаги. На одном конце листа рисуется охотник с ружьём, а на другом – волк. Охотник должен «выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги).
Воспитатель: Вот вы и научились выполнять некоторые игровые упражнения, в которые можно поиграть дома со своими детьми. А сейчас попрошу вас ответить на несколько вопросов, что поможет определить важность нашей встречи:
- Как вы считаете, достаточно ли хорошо подготовлена рука к письму у вашего ребёнка?
- Как вы развиваете мелкую моторику рук дома?
- С какими проблемами вы сталкивались, занимаясь с детьми?
- Что новое вы почерпнули для себя из сегодняшней встречи, что возьмёте на заметку?
- Считаете ли данную проблему актуальной?
Родители отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Воспитатель: Чтобы наша встреча надолго запомнилась, предлагаю сделать общую коллективную поделку. Злой волшебник решил пошутить, он сорвал с дерева счастья все листики и теперь наше дерево совсем поникло (показ дерева без листьев).Сейчас вы нарисуете листья, раскрасите их и мы оживим наше дерево.
Родители рисуют каждый свой листик, вырезают их и приклеивают к дереву,восхищаются результатом совместной работы.
Воспитатель: Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось. Я надеюсь, что эта встреча вам понравилась. Занимайтесь регулярно с детьми дома, не бойтесь с ними играть, ведь это обеспечит правильное и красивое письмо, принесёт ребёнку массу удовольствия.
Воспитатель прощается с родителями, они получают памятки «Рекомендации родителям».
Памятка «Рекомендации родителям».
Чтобы ребёнок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного.
Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребёнка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы, затем поменьше (ягодки, кружочки).
Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску.
Лепите из пластилина, конструируйте из бумаги, играйте с мелкими предметами и т. д. – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.