Мелихова Ирина Валерьевна
Конспект семинара-практикума для родителей «Развитие детского речевого творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – это не удел только гениев, создав-
ших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек
воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.
Л. С. Выготский
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления ребёнка;
Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей „Развитие детского речевого творчества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
- формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества.
Ход семинара
Практикум «Развивающие игры».
Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственным и непредсказуемым, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, необходимо формирующемуся уму, как витамины растущему организму.
Для развития речевого творчества можно использовать приёмы ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских задач, Г. С. Альтшуллер). Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью.
Ведущий предлагает родителям познакомиться с технологией и попробовать организовать игры, которые учат детей находить нестандартные решения, рассуждать, выявлять противоречие.
Игра «Да – нетки» или «Наводящие вопросы».
Ведущий загадывает слово, играющие задают ему любые вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Игра продолжается, пока играющие не узнают, что задумал водящий.
(В роли ведущего каждой из игр по очереди предлагается выступить 2-3 участникам семинара.)
Игра «Чёрное – белое» или «Хорошо- плохо».
Участникам игры предлагается назвать положительные качества объекта (явления, ситуации, затем – отрицательные.
Например: хорошо, когда выпадает снег: всё вокруг становится чистым, нарядным. Плохо, когда выпадает снег, приходится убирать снег.
Игра «Наоборот» или «Перевёртыши».
Ведущий бросает мяч играющему и называет слово. Нужно ответить словом, противоположным по значению и вернуть ведущему мяч.
Игра «Подбери замену».
Играющим предлагается мысленно выполнить то или иное задание, не располагая необходимыми ресурсами. Пример задания: Золушка замесила тесто, но обнаружила, что её скалка пропала. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Игра «Цепочка ассоциаций».
Эта игра учит размышлять, искать неочевидные связи между предметами, явлениями.
Ведущий даё т задание: два слова из цепочки – первое и последнее, указывает, сколько слов пропущено. Играющим нужно за соответствующее число ходов связать их в единую смысловую цепочку.
Например: река-тарелка. Пропущено два слова. Вариант цепочки: река-вода-суп-тарелка. Из тарелки взяли воду, чтобы сварить суп. Суп налили в тарелку.
Игра «Исключение лишнего».
Ведущий называет три слова, играющим нужно исключить одно понятие, выбрав и пояснив принцип, по которому они это делают.
Пример задания: солнце, помидор, собака. Примеры ответов: помидор, так как это слово начинается с буквы «П», остальные - с буквы «С». Собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы и т. д.
Организуется рефлексия, ведущий предлагает поделиться впечатлениями от участия в играх, обсудить их развивающие возможности.
Практикум «Обучение детей составлению сравнений».
Развитие выразительности речи детей – одна из трудно решаемых задач дошкольного образования. Под выразительностью речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся подбором междометий, силой, тембром голоса и образностью слова.
Дети достаточно легко учатся активно использовать такие части речи, как существительные, глаголы, наречия, но прилагательные используют не часто. Вместе с этим именно с помощью правильно подобранных прилагательных значительно точнее можно передать представления, впечатления, глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Дети с интересом включаются в игровую деятельность по созданию образных характеристик различных объектов, достаточно легко усваивают предлагаемые алгоритмы.
Работа по развитию образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап, затем отрабатывается умение составлять разнообразные загадки (второй этап, в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте, дети учатся составлять метафоры (третий этап).
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений рекомендуется начинать с трехлетнего возраста. При этом используется такая модель составления сравнений:
Взрослый называет какой-либо объект;
Обозначает его признак;
Определяет значение этого признака;
Сравнивает данное значение признака в другом объекте.
Пример:
Цыплёнок (объект №1);
По цвету (признак);
Жёлтый (значение признака);
Такой же желтый (значение признака) по цвету 9 признак, как солнце (объект №2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признакам : цвет, форма, вкус, звуки, температура и др. Построение фразы должно помочь детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.
Пример 1: Мяч по форме круглый, такой же круглый, как яблоко.
Пример 2: Снег и сосулька.
Признак: температура.
Значение признака: холодный.
Снег холодный, такой же холодный, как сосулька.
Дидактическая игра «Какой?»
Чтобы научить детей понимать сравнения, можно проводить различные игры с использованием текста загадок. В миниатюрах, в которых сравнение является особой формой описания, играющим предлагается заменить строфы словами, обозначающими качества загаданного объекта:
По цвету – снег, белый
По вкусу – мёд, сладкий
Во рту он тает, тает во рту
Будто лёд. (Сахар)
Игровое упражнение «Одним словом».
Играющим предлагается заменить фразу, содержащую сравнение, одним словом:
Размером со слона – большой.
Движется как черепаха – медлительный.
По форме как мяч - …
По цвету как мышь - …
Дидактическая игра «Сравнение».
Вариант 1. Подберите сравнения для каждого из примеров:
- высокий, как … (жираф, гора, дядя Стёпа)
- пушистая, как … (котёнок, лисичка, цыплёнок)
- яркий, как …
- пёстрый, как …
- красивый, как …
- поёт, как …
- танцует, как …
Вариант 2. Подберите сравнения – антонимы:
Бегает, как олень – бегает, как черепаха.
Поёт, как соловей – поёт, как …
Вариант 3. Соревнование творческих групп «Больше красивых сравнений».
Участникам семинара предлагается объединиться в группы, выбрать из любой книги фрагмент текста (10 – 12 предложений, дополнить его сравнениями. Полученные тексты зачитываются, выбирается победитель – команда, придумавшая больше красивых сравнений.
Вариант 4. Творческим группам предлагается составить загадки, построенные на сравнениях по предлагаемым им изображениям. Например: Ствол, как столб, колючки, как у ежа, как у ромашки. (Кактус).
Группы по очереди загадывают загадки друг другу. Оценивается и качество загадки, и аналитическая работа по её разгадыванию.
Информация для ведущего. Первые работы детей могут быть крайне далеки от совершенства. Поэтому взрослому важно уметь в рамках творческого сотрудничества путём наводящих вопросов и прямых предложений помогать ребёнку улучшать литературные свойства миниатюры, исправлять неточности, выбирать вариант с заданными свойствами: самый загадочный, самый трудный, самый смешной, самый красивый и т. д.
Рефлексия.
Ведущий предлагает оформить составленные участниками загадки, чтобы предложить их вниманию детей, подготовить к следующей встрече рассказы о совместном с детьми творчестве.