Елена Решетова
Семинар-практикум для родителей младших школьников «Развитие мышления и внимания у младших школьников с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Целевая аудитория: родители младших школьников с ОВЗ (ЗПР)
Цель. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей через использование игр и упражнений для развития мышления и внимания у младших школьников с ОВЗ.
Задачи:
1. Познакомить родителей с использованием игр и упражнений, способствующих развитию внимания и мышления.
2. Отработать совместно с родителями последовательность игры и упражнения, способствующие эффективному развитию психических процессов.
Публикация «Семинар-практикум для родителей младших школьников „Развитие мышления и внимания у младших школьников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Повысить мотивацию к применению в совместной деятельности с детьми.
Показать важность психических процессов для успешного овладения учебным материалом.
Ожидаемые результаты.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Овладение родителями практическими приемами и методами использования игр и упражнений для развития психических процессов.
Повышение мотивации в совместной деятельности с детьми.
Оборудование. Ноутбук, экран, доска, презентация «Игры и упражнения, способствующие развитию мышления и внимания у младших школьников с ОВЗ»
Раздаточный материал:
Памятки «Как помочь ребенку развить внимание», «Развиваем мышление ребенка», «Важные для детей комплименты родителей», карандаши, фломастеры, карточки с лабиринтами, карточки для симметричного рисования, наборы по серии сюжетных картинок.
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас, что вы пришли на нашу встречу. Тема сегодняшней встречи: «Эффективные игры и упражнения, способствующие развитию мыслительных операций и произвольного внимания»
1. Приветствие:
Перед тем как мы начнем наше занятие, я предлагаю поближе познакомиться друг с другом. Сейчас каждый из вас по очереди назовет свое имя и по первой букве должен себя охарактеризовать (Марина - мудрая).
2. Вступительное слово.
Почему дети с трудом справляются с учебным материалом? В чем причина?
Внимание - это умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребенка самостоятельно. (К. Д. Ушинский)
Внимание - это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации. Нарушение внимания может привести к нарушениям в развитии познавательной деятельности ребёнка.
Рассеянность и невнимательность может быть вызвана :
- нарушением развития, обусловленными неблагоприятными факторами во время беременности, во время родов или в первый месяц жизни ребенка.
- особенностями детско - родительских отношений (гиперопекой, стремлением во всем ребенку потакать или чрезмерной строгостью к ребенку, большими нагрузками, приводящими к усталости).
Чтобы развивать произвольное внимание, необходимо:
- заниматься продуктивной деятельностью от 15 до 30 мин, в зависимости от возраста;
- задания усложнять постепенно;
- при затруднениях давать пошаговую инструкцию;
- инструкцию повторять несколько раз;
- если ребенок часто отвлекается, дайте возможность ему отдохнуть (включите пальчиковую, дыхательную гимнастику и т. д.);
- за хорошую работу поощряйте ребенка;
- включайте соревновательный фактор, объясняя ребенку, что он может быть самым внимательным;
- постарайтесь не мешать ребенку постоянными замечаниями «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!». Это затормаживает ребенка, а не настраивает на хорошую работу;
- научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам. Таким образом, ошибки будет легче замечать.
Специальные упражнения, которые развивают способность к сосредоточению, концентрации, повышают устойчивость внимания :
- «Корректор»
Приготовьте любой текст с крупным шрифтом и предложите зачеркнуть все встречающиеся буквы «и». Затем, можно попросить найти и зачеркнуть несколько букв.
Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.
Родители должны знать, что отвлекающим фактором могут быть:
для одного ребенка - звуки, для другого - зрительные раздражители;
один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок телефона, другой отвлекается на любой шорох.
Эти особенности нужно учитывать при организации домашних занятий.
- Любознательность - лучшее средство против рассеянности.
Приучите ребенка наблюдать и замечать все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Замечательно, если у него возникают вопросы: "Что это такое?", "Что это значит?", "Почему так происходит?" Отвечая на вопрос, старайтесь побуждать сына или дочку самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы.
Для чего мышление необходимо развивать? Мышление является самым важным процессом познания. Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями.
Человек обучается умению оперировать знаниями на личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, так как оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал.
Поэтому, для развития мышления важно научиться в процессе получения и накопления знаний, производить умственные операции:
- анализ — это мысленное разделение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств;
- синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое;
- обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства;
- выделение существенных признаков;
- сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
- классификация – объединение предметов и явлений в классы по сходству;
- аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.
3. Практическая часть с родителями, презентация игр и упражнений:
«Эффективные игры и упражнения, способствующие развитию мыслительных операций и произвольного внимания» :
1. Нейропсихологическая разминка:
Задачи: активизация умственной деятельности, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции.
Инструкция: Упражнение выполняется поначалу правой рукой, затем левой рукой, затем обеими руками, затем с увеличением темпа выполнения упражнений. Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
1. «Хлоп- хлоп, класс 2 руками, хлоп-хлоп»,
«Кулак – ладонь»,
«Стукни, хлопни, топни, хлопни – повтори».
2. «Симметричное рисование»
Задачи: активизация умственной деятельности, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие зрительно-моторной координации.
Инструкция: На столах карточки с рисунками. Родители обводят картинку по точкам одновременно двумя руками: правой и левой.
Рефлексия: Какие трудности вызвало это задание? Какие ощущения вы почувствовали?
Таким образом, недоразвитие внимания и мышления, повышенная истощаемость, трудности в концентрации внимания, в быстром его переключении между разными видами деятельности, замедленный темп работоспособности, отсутствие познавательной активности и интереса является препятствием для успешного освоения учебной программы. Эффективным способом являются совместные игры родителей с детьми
II. Выполнение игр и упражнений на развитие мышления и внимания (по слайдам) :
3. «Логические задачи-шутки, логические задачи со скрытым смыслом»
Задачи: учить анализировать, рассуждать, делать выводы, развивать словесно - логическое мышление.
- Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? Почему?
- На блюдце у Андрюши четыре жёлтых груши.
Есть мальчик захотел, одну из груш он съел.
Теперь считайте груши на блюдце у Андрюши.
- Сколько ушей у трех мышей?
4. «Найдите 3 отличия»
Задачи: развивать умение сравнивать картинки, находить отличие, развивать наблюдательность, концентрацию внимания.
Инструкция: на слайдах картинки. Родителям предлагается внимательно рассмотреть и назвать не менее 3-х отличий.
Картинки на слайде: «Снежки», «Футбол», «На лугу».
Задание 5. «Найдите лишний предмет»
Задачи: развивать умение объединять картинки в группы, выделять лишний предмет, подбирать обобщающее слово.
Картинки на слайде:
- Рубашка, шорты, жилет, юбка и сандалии.
- Дудочка, барабан, стул, пианино и скрипка.
- Кружка, стакан, часы, блюдце, чашка
Задание 6. «Скажите, чего не хватает»
Задачи: формировать логическое мышления, зрительный анализ и обобщение, навыки классификации по ключевым признакам.
Инструкция: на слайде предлагается картинка, а которой не хватает одной. Необходимо сравнить все картинки, проанализировать и назвать чего не хватает на картинке.
Задание 7. «Аналогии»
Задачи: развивать умение выявлять характер логических связей и отношений, логическое мышление.
Инструкция: Слева 2 картинки, установите, какая между ними связь? Справа, тоже 2 картинки, но одной нет. Выберите из нижних картинок только одну, которая подходит также, как картинки в левой части.
Картинки на слайде:
- Окно - дом, глаз -? ( внизу картинки: губы, дверь, очки, голова человека);
- Кошка – котенок, курица -? ( внизу картинки: утка, петух, цыплята, собака);
- Стул – дерево, батон -? ( внизу картинки: колбаса, колос, нож, стол).
Задание 8. «Что сначала, что потом»
Задачи: развивать умение устанавливать последовательность событий по картинкам, развивать логическое мышление.
Инструкция: Предлагается 4 картинки, составляющих причинно-следственную последовательность; должны определить, что было сначала, а что – потом и разложить их.
Серия картинок на темы: «Снеговик», «Птенец», «Рыбалка».
Задание 9.«Лабиринты»
Задачи: развивает внимание, логическое и пространственное мышление, умение анализировать, ориентироваться в пространстве.
Инструкция:
На столах лежат карточки с разными лабиринтами.
«Нарисуйте, по какой дорожке польется вода к цветку», «Нарисуйте, по какой дороге Коза быстрее вернется домой к козлятам», «Нарисуй, кто поймал рыбу?»
Таким образом, устойчивое внимание, сформированное мышление помогают детям легко и успешно усваивать учебный материал в школе.
4. Рефлексия:
Подведем итог нашей встречи:
Скажите, что вам понравилось и вы возьмете себе для занятий с детьми?
- Ответьте, что совсем не понравилось?
На желтых кружочках-смайлах нарисуйте ваши впечатления о семинаре.
(если понравился семинар- веселый смайлик, если не понравился – грустный.)