Роза Тинчурина
Семинар-практикум для родителей «Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей.
«Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»
Цель: помощь воспитателям в работе с детьми (развитии у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, метроритмического чувства, приобретения элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах).
Структура семинара-практикума :
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Родительские собрания в детском саду
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
1. подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
Здравствуйте, уважаемы педагоги. Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны, так как их еще можно создать своими руками.
В процессе игр на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:
1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
3. значение развития музыкальных способностей воспитанников (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, творческого потенциала, коллективных навыков игры;
4. формирование художественного вкуса.
5. Формы работы с шумовыми инструментами
Так что же такое шум?
Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? (ответы педагогов)
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
(Показать инструменты)
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети,
• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,
• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать, из чего он сделан и как его использовать.
«Звучащие ключи»
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы «П» и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.
«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
«Звонкие кольца»
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.
Трещотка «Гармошка» (есть в муз. зале)
. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
«Шейкер»
Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.
«Шуршунчик»
Описание: Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки - «шумелки»
Давайте немного поиграем.
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.
Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса- только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение.
«Мышиная история»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
«Трусливый заяц»
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: трещотки, пакет, деревянные ложки, рубель или расческа, металлофон
1 - шуршим пакетом или шуршалками
2, 4, 6 - быстро встряхиваем трещотками («заяц бежит»)
3 - стучим ложками
5 - шлёпаем руками по ногам
7 - проводим палочкой по расческе
8 - проводим палочкой по металлофону
9 - медленно ударяем по барабану
Спасибо вам за веселую музыку. Таким же образом вы можете играть с детьми по любым русским народным сказкам, только их желательно упростить, чтобы не утомлять детей, или придумывать свои сказки, или дать детям задание придумать.
Вопросы воспитателям (для рефлексии) :
1. Что вы для себя открыли, какие выводы для себя вы сделали?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
Спасибо за внимание!
В семинаре-практикуме использована технология Железновой Е. С.