МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Технология развития математических представлений у старших дошкольников«

Уклеина Ирина
Семинар-практикум для родителей «Технология развития математических представлений у старших дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Красная шапочка»

г. Минеральные Воды

Семинар – практикум для родителей

детей старшего дошкольного возраста

«Технология развития математических

представлений у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Уклеина И. В.

2019 - 2020 уч. год

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Технология развития математических представлений у старших дошкольников„» размещена в разделах

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с игровыми технологиями, заинтересовать и вовлечь родителей в организацию развивающей среды для ребенка дома, показать, какие из игр можно сделать своими руками совместно с детьми.

План семинара – практикума :

1. Информация воспитателя: «Роль развивающих игр для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. «Играем правильно: особенности проведения развивающих игр».

3. Учимся, играя (интерактивное знакомство родителей с игровыми технологиями).

4. Рефлексия.

Предварительная работа :

Консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

Выпуск журнала для родителей «ИНФОРМ» на тему «Использование игровых технологий для развития математических представлений»,

Выставка развивающих игр.

Работа над проектом «Использование игровых технологий для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

Ход семинара – практикума.

1. Выступление

Уважаемые родители, здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей встрече. Ее мы посвящаем развивающим играм с математическим содержанием, в которые играют дети в детском саду и которые с успехом могут быть использованы дома в кругу семьи.

В настоящее время предъявляются серьезные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Всем известно, что математика «приводит в порядок ум», формирует такие жизненно важные личностные качества как внимание, память, мышление, творческие способности.

Формирование математических представлений – это не столько подготовка детей к успешному овладению математикой в школе, сколько их всестороннее развитие.

Накапливать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но т в повседневной жизни, в семье, где родители играют важную роль.

Математика для дошкольников должна быть осязаемой, они приемлют только игры и наглядные пособия. Дома необходимо предоставить малышу различного рода игры, головоломки, шашки, шахматы. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, желание достичь цели (найти ответ, составить фигуру).

Обязательно играйте в развивающие игры вместе с ребенком. Но играя с ребенком, старайтесь не опережать его, давая подсказки, не выполнять задания за него. Игра должна доставлять радость, обязательно отмечайте успех, похвалите, поддержите своим вниманием, но не забудьте – чрезмерная похвала может навредить, поэтому иногда нужно показать ребенку, что он не использовал все свои возможности, особенно в старшем возрасте. Не превращайте развивающие игры в обычные. Если игра всегда под рукой, интерес может пропасть. Пусть она находится на хорошо видном, но не совсем доступном для ребенка месте. Не принуждайте ребенка играть в развивающие игры, но создайте условия, чтобы у него появлялось желание в них играть. Можно и самим взрослым начать играть, ребенок будет наблюдать и скорее всего втянется в игру.

Предлагаю на время вернуться в мир детства и поиграть в любимые игры наших детей.

2. Разминка:

Воспитатель: На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

Родители : Три стакана.

Воспитатель:В комнате зажгли три свечи. Потом одна из них погасла. Сколько свечей осталось?

Родители : Одна свеча, две другие сгорели.

Воспитатель: Три человека ждали поезда три часа. сколько времени ждал каждый?

Родители : Три часа.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Прежде чем двигаться дальше, ответьте - считать до какого числа должен уметь ребенок в старшем дошкольном возрасте?

Родители : До десяти.

Воспитатель: Правильно, в старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать цифры от 0 до 10, считать в прямом и обратном порядке. И для закрепления цифр предлагаю вам вот такую игру, для этого вам понадобиться пластилин, дощечка для пластилина и салфетка.

3. «Логические задачки»

Воспитатель: Слушаем задачку. А ответ лепите из пластилина.

На уроки каждый школьник

Воспитатель: сумке носит треугольник.

Ты не школьник, но скажи: в треугольнике сколько вершин?

Воспитатель: Какую цифру вы слепили?

Родители : Цифру 3.

Воспитатель: Есть еще, дружок, квадрат,

Треугольнику он брат,

А теперь сказать извольте, сколь сторон в квадрате?

Воспитатель: Какую цифру вы слепили?

Родители : Цифру 4.

Воспитатель: Жил да был морской конек,

Был он очень одинок,

Как- то на морской опушке

Встретил он себе подружку

И теперь в его квартире стало жить коньков:

Воспитатель: Сколько коньков? Какую цифру вы будите лепить?

Родители : Цифру 2.

Воспитатель:Молодцы, отлично справились с игрой.

Воспитатель: Я знаю, что родители у нас современные и знают некоторые математические игры. Кто назовет их?

Родители : Танграм, Колумбово яйцо и другие игры.

Игра «Колумбово яйцо»

Воспитатель:Дети с удовольствием играют в эти игры. И сейчас познакомлю вас с головоломкой «Колумбово яйцо», которая отлично скрасит время и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Ваша задача- собрать фигурку по образцу. Можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

Воспитатель:Какие фигуры у вас получились?

Участники называют свои фигуры.

Игра «Ребусы»

Воспитатель:Предлагаю вам логическую игру «Ребусы». Возьмите картинки, которые лежат на столе справа от меня. Внимательно посмотрите и отгадайте, какое слово в них зашифровано.

Игры с «Блоками Дьенеша».

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так: Цвет обозначается пятном. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным. Контуры геометрических фигур соответствуют форме. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая. Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает

логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой объясните ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, синий и красный, и помещают их на любую твердую поверхность. Далее малышу объясняются следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри синего обруча, но вне красного; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Дьенеш рекомендует родителям и педагогам играть с одним, двумя и тремя обручами.

Игра с двумя обручами.

На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

- внутри синего, но вне красного,

- внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

Затем родители располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

Игра «Танграм»

Существуют различные легенды о появлении этой игры. Мне больше всего нравится легенда о том, как три мудреца придумали ТАНГРАМ.

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик был здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора : его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов.

- Один, из которых был известен как математик.

- Другой прославился как художник.

- А третий был знаменитым философом.

И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.

Правила игры:

игра заключается в том, чтобы собирать из кусочков квадрат, разрезанный на семь частей, силуэты людей, животных, птиц, предметов.

1. в собранную фигуру должны входить все семь частей.

2. части не должны налегать друг на друга.

3. части должны примыкать друг к другу.

Существует множество задач для танграма. Простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.

Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию.

Можно придумать множество игр с танграмом. Существует даже танграмная мебель.

Я предлагаю собрать танграм в виде квадрата, кто быстрее соберёт.

Молодцы с заданием справились все отлично.

Отгадайте загадку:

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто,скажите,он такой?

Отгадывают: «Заяц». Воспитатель показывает образец фигуры – силуэта зайца.

- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?

Называют фигуру и её величину.

-Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц. А теперь составим из своих наборов таких же зайчиков.

Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.

-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Воспитатель задаёт родителям загадку :

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Родители отгадывают : «Гусь».

Воспитатель показывает образец.

Дорогие родители, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся. Из скольких частей её можно составить? (Отвечают родители.)

Воспитатель предлагает родителям составить фигуру гуся самостоятельно. После того, как большинство составят силуэт, родители сверяют составленные ими фигуры с образцом.

4. Рефлексия.

А в заключение пожелаю, пусть математика будет полезна вам, вашим детям и всем нашим воспитанникам.

Удач вам в поисках красивых решений и увлекательных задач.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Макетирование как средство развития математических представленийМакетирование как средство развития математических представлений Как мы делали макет «Город» Дети группы «Капельки» и педагоги Маркина М. В., Янченко П. П. Цель: Создавать условия: • для творческой и игровой.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Технология развития математических представлений у старших дошкольников«
Опубликовано: 14 января 2022 в 12:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Технология развития математических представлений у старших дошкольников«» (включая файлы) размещена пользователем Уклеина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД