Зоя Сергеевна
Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Играем пальчиками и развиваем речь»
▼ Скачать +Заказ
Цели семинара : 1. Повышение педагогической культуры родителей
2. Познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей
3. Вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики. Оборудование: пальчиковые игры «Уточка», «Щенок», «Колобок», «Деревья», «Два ежа». Сказка про Машу и Сашу. Мультимедийная установка, ноутбук, магнитофон. Участники: родители и учитель-логопед.
Публикация «Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста „Играем пальчиками и развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Вступительное слово педагога. Тихо звучит музыка. Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть Вас, на нашем семинаре-практикуме. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи детей. Тема нашего семинара – практикума «Играем пальчиками и развиваем речь». Представляю вашему вниманию план семинара. 1. Теоретическая часть - влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей дошкольного возраста. 2. Практическая часть - проведение пальчиковых игр с родителями. 3. Просмотр презентации – проведение пальчиковых игр с детьми на занятиях. 4. Итог семинара 1. Теоретическая часть. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка : способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Как проводить занятия дома? 1. Прежде чем предлагать пальчиковую игру ребёнку, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев. 2. Для разминки пусть ребёнок сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой. 3. После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите ребёнку как рассказать стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним. 4. Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной - двумя в день, лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и ребёнок готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием. Вопрос: играете ли вы с детьми в пальчиковые игры дома? (ответы родителей) - Попробуем и мы, сейчас с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг). - Вы, на некоторое время окажитесь на месте ваших детей и я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки. Разучивание под музыку способствует лучшему запоминанию. 2. Практическая часть Проведение пальчиковых игр с родителями.
1. Пальчиковая игра «Уточка»
Уточка, уточка, По реке плывет. Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево) Лапками гребет. (Имитация движения лапок утки в воде)
2. Пальчиковая игра «Щенок»
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.
3. Пальчиковая игра «Колобок»
1. Покажем, как бабушка собирала муку для колобка (широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак) 2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке. 3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку. 4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку.
4. Пальчиковая игра «Деревья»
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
— Осенью ветер северный подул и все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них,
Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальчиками по столу,
— Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу,
— Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад,
— Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу).
5. Пальчиковая игра «Два ежа»
Шли по лесу два ежа (поочередно шлёпать ладонями по коленям)
Шли спокойно, не спеша
На спине иголки
Острые и колкие (резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)
Чуть шуршали листьями (круговые движения ладошкой по ладошке)
И травкой зубки чистили (указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)
6. Сказка про Машу и Сашу.
—Дети, сейчас я вам покажу и расскажу сказку, а вы будете мне помогать, потому что некоторые стихотворения из этой сказки вам знакомы. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
«Однажды, Маша и Саша пошли в гости к своим бабушке и дедушке. Они постучали в дверь. Бабушка и дедушка были уже старенькие и плохо слышали, плохо видели. Внучата постучали ещё раз. Бабушка с дедушкой посмотрели в окошечко и никак не могли разглядеть, кто же там стучится к ним». — Дети, что надо сделать бабушке и дедушке, чтобы разглядеть своих внучаток? (Надеть очки)
— Конечно же, им нужны очки. А давайте мы с вами тоже поможем бабушке и дедушке разглядеть своих внучат. Мы представим, что мы бабушки и дедушки. Ну-ка покажите, какие у вас очки.
Дети с помощью пальцев рук показывают «очки».
«Бабушка и дедушка очки надели и внучаток разглядели». (Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносят к глазам).
— Молодцы дети! А теперь слушайте сказку дальше.
«Внучата, Саша и Маша, попросили у дедушки лодку, чтобы покататься по речке. А лодочка была вот такая».
Педагог показывает лодочку из ладошек: обе ладошки поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.
—Дети, покажите свои лодочки.
Дети показывают, а в конце изображают колечки с помощью соединения большого и указательного пальцев правой и левой руки. «Лодка»
Лодочка плывёт по речке,
(изображать движение лодки)
Оставляя на воде колечки.
(изображать колечки)
— Слушайте сказку дальше, дети.
«А ещё решили Маша и Саша приделать к лодке флажок. Вот такой».
Показывает педагог: четыре пальца вместе, а большой опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе.
— А теперь и вы приделайте к своим лодкам флажки.
«Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
— Сказка продолжается.
«Приплыли ребята на лодке к берегу и вышли погулять на полянку. А на полянке гуляла козочка, да не простая, а коза-дереза».
— Давайте покажем её. Игровое упражнение «Коза» на развитие пальчиковой моторики.
Дети вместе с педагогом с помощью пальцев рук показывают козу : указательный и мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.
«Коза»
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьёт?
Забодаю, забодаю…
3. Просмотр презентации.
Тема: «Использование пальчиковых игр на занятиях с детьми».
4. Заключительная часть Педагог подводит итог семинара-практикума. Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Минута благодарности Уважаемые родители! Благодарю вас за активное участие в проведении семинара - практикума и желаю вам успехов в занятиях с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.
Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000 г.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.