Владислава Маселюк
Семинар-практикум для педагогов в ДОУ по теме «Технология портфолио педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов в ДОУ
по теме «Технология портфолио педагога»
разработка и оформление в соответствии
с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
28.05.2021г.
Подготовила и провела:
Ширяева Владислава Сергеевна
Слайд 3
Задачи семинара-практикума :
Публикация «Семинар-практикум для педагогов в ДОУ по теме „Технология портфолио педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т. е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.
2. Познакомить участников семинара со спецификой портфолио и технологией его составления.
Слайд 2
План работы:
1. Что такое портфолио?
2. Виды портфолио
3. Цель, задачи, функции
4. Принципы работы с портфолио
5. Практический пример –
Электронного портфолио учителя-логопеда – Смирновой Л. Е.
6. Структура и содержание портфолио (работа в группах)
7. Практический пример –
Печатного портфолио учителя-логопеда – Смирновой Л. Е.
Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом :
• самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
• сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспита тельно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновацион ной, социально-педагогической);
• сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
• заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
• оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалифи кационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).
В течение межаттестационного периода педагог формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации.
Слайд 4 Что такое портфолио?
Портфолио (перевод англ. portfolio) - портфель, папка для важных дел или документов. Это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Портфолио (перевод итал.) - «папка с документами», «папка специалиста».
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Термин «Портфолио» пришёл к нам в педагогику из политики, бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель и т. д.
Слайд 5 Виды портфолио
Какие вы знаете виды?
По характеру и структуре представленных материалов:
- портфолио документов;
-портфолио достижений;
-рефлексивный портфолио;
-комбинированный.
По принадлежности (авторству)
- Педагога,
-дошкольника, семьи,
-ДОУ, группы
- руководителя.
По способу обработки и презентации информации:
- портфолио в бумажном варианте
- электронный вариант.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов :
1) портфолио достижений, направленное на повышение собственной значимости воспитателя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты и т. д.)
2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития педагога, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются публикации, выступления, эссе, анализ деятельности, видеозаписи, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр. 3 лет)
3) проблемно-исследовательское, связанное с написанием научной работы, разработкой и выполнением проекта, подготовкой к выступлению на конференции;
4) методическое портфолио, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.
5) портфолио комплексное - объединивший в себе все вышеперечисленные виды портфолио и пригодное для презентации портфолио воспитателя.
Слайд 6 Портфолио педагогического работника
- индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
По мнению Т. Г. Новиковой, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении.
Слайд 7 Цель портфолио :
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты.
ЗАДАЧИ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО
Практическая значимость (Для чего нужно создавать портфолио) :
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
-отследить результаты педагогической деятельности при подготовке к аттестации;
- повышения или подтверждения квалификационной категории педагога, что может быть основанием для аттестации педагогических работников ДОУ;
- назначение стимулирующих выплат педагогам при введении новой системы оплаты труда (при выставлении баллов, влияющих на зарплату, обосновать каждый балл);
- при устройстве на работу, поможет работодателю оценить уровень профессионализма;
- даст возможность осуществить знакомство с родителями на собрании;
- является стимулом к самообразованию и повышает нашу самооценку.
- участие в различных конкурсах педмастерства;
- государственной аккредитации образовательного учреждения;
Слайд 8 ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО
• демонстрационная – презентация достижений профессиональной культуры педагогов;
• оценочно – стимулирующая – выявление результативности деятельности и уровня профессиональной компетентности;
• рефлексивная – обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Слайд 9 При оформлении портфолио педагогов ДОУ необходимо соблюдать следующие требования. Принципы работы с портфолио :
• систематичность и регулярность самомониторинга;
• логичность изложения;
• полнота, лаконичность, конкретность представленных сведений;
• объективность и достоверность информации;
• аналитичность, нацеленность автора на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;
• структуризация материалов портфолио;
• аккуратность, целостность, эстетическая завершённость представленных материалов;
• наглядность.
Оформление портфолио :
портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителе с файлами (скоросшивателе). Принципы создания портфолио
=Педагог четко представляет цель создания портфолио
= Ответственность на результате лежит на авторе портфолио
-Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами и фактами Помещение в «портфолио» не обоснованных материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого!
Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим
В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы. - общий объем материалов «портфолио» должен быть не менее 30 и не более 60 страниц формата А-4. Периодичность заполнения педагогического портфеля : не менее 1 раза в квартал.
Слайд 10 Практический пример – Электронного портфолио учителя-логопеда – Смирновой Л. Е
Электронное:
- сайт (Создание в социальной сети работников образования nsportal.ru своего персонального сайта и размещение своего электронного портфолио. Ссылка https://nsportal.ru/smirnova-lyudmila-evgenevna)
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, индивидуальный сайт, который отражает инд. профессиональные достижения и является способом накопления и систематизации имеющихся материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога, его активности.
- презентация (1 ч. ,2ч.)
В методических источниках даются разнообразные классификации моделей портфолио. Свой «методический кейс» я могу охарактеризовать:
• По принадлежности (авторству) как портфолио педагога;
• По целеполаганию как аттестационный, отражающий достижения педагога в межаттестационный период;
• По виду профессиональной деятельности как практико-ориентированный, имеющий целью анализ практической деятельности;
• По содержанию, как комплексный или комбинированный, включающий в себя портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов)
• По оформлению – электронное портфолио.
Хочу предложить вашему вниманию свой вариант электронного портфолио учителя-логопеда в виде презентации, в основу создания которого была положена программа Microsoft Office Power Point и Microsoft Office Word.
Одним из требований к оформлению материалов портфолио является аккуратность и эстетичность, т. е. культура оформления.
Свою работу я начала с подбора фона, который задает определенное настроение. Выбор цвета был определен личными пристрастиями и состоянием души. Буквально на днях я услышала мнение специалиста о том, что фон портфолио педагога д. б. продпочтительно выдержан в холодных тонах. Данное правило мною не было учтено. Но главное, по моему мнению, фон д. б. выдержанным и спокойным, не должен быть кричащим. В то же время я постаралась отразить деловой стиль (т. к. портфолио педагога – это все же деловой документ). Поэтому для текстовой информации использовала один классический шрифт (который д. б. достаточно крупным, красивым и хорошо читаемым). Этим же принципом я руководствовалась при подборе картинок для оформления портфолио (старалась выдержать их в одном /деловом/ стиле). Цветовая гамма текстового материала сочетается с основным фоном и располагаемыми на слайдах наглядными материалами.
Задачи по привлечению внимания аудитории постаралась решить с помощью наглядных средств (фотографии, сканированные копии документов, картинки, таблицы, диаграммы, а т. ж. с помощью анимации (в данном случае важно не переусердствовать, чтобы у зрителя не «рябило в глазах», поэтому я использовала в основном наиболее спокойные (не раздражающие глаз) эффекты: выцветание и развертывание) – презентация на сайте дана в сокращенном варианте без сохранения спецэффектов.
При составлении портфолио я постаралась учесть и другие требования к его оформлению:
• структуризация материалов (структура портфолио отражена в его содержании);
• достоверность и объективность информации (которая подтверждается скан-копиями официальных документов);
• логичность и лаконичность письменных пояснений;
• целостность, тематическая завершенность представленных материалов
(что сейчас и представлю на ваш суд).
Слайд 11 Для чего мне нужно портфолио?
Что я включу в портфолио?
Как будет организован портфолио?
Слайд 12 Структура и содержание портфолио
Работа в группах по определению содержания разделов
Структура «Портфолио педагога»
МДОУ «Детский сад №193»
1. Титульный лист
2. Содержание портфолио
3. Общие сведения (визитная карточка педработника)
4. Программно-методическое обеспечение
5. Анализ РППС
6. Работа с детьми
7. Познавательная активность обучающихся
8. Образовательные технологии в деятельности педагога ДОУ
9. Работа с родителями
10. Результаты педагогической деятельности
11. Социальные партнёры
12. Профессиональный рост (Курсы повышения квалификации)
13. Обобщение и распространение опыта (методическая деятельность)
14. Самообразование
15. Участие в профессиональных конкурсах
16. Научно-методические публикации
17. Достижения и награды.
18. Общественная и творческая деятельность педагога в ДОУ, на городском уровне.
19. Отзывы о педагогической деятельности и её результатах.
- Задание для педагогов – создание и презентация портфолио в ДОУ в мае.