Курбатова Ирина Павловна
Семинар-практикум для педагогов «Секреты хорошей дисциплины»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дисциплина : что это такое?
Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели возможности непринуждённо выражать свои мысли и
чувства. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь. Прежде в большинстве случаев от них требовалось только быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Секреты хорошей дисциплины“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Конечно, бывали и исключения, но вообще в семьях и в детских садах все в один голос учили детей безропотно занимать своё крохотное и весьма незначительное место в этом мире.
Меняются времена, изменяется и представление о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики, которые не были известны предыдущим поколениям, и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности. Более того, они только вредят ребёнку, если его повиновение и почтительное отношение к взрослым держится лишь на страхе наказания, потому что при этом не только подавляются его самые искренние порывы, но угнетаются его воображение, творческий потенциал, любознательность, интеллект, утрачивается даже сама способность радоваться жизни.
Прежде ребёнок учился таить в себе все огорчения и обиды, а это порождало в нём неуверенность и многие другие огорчительные привычки более старшего возраста.
Сейчас, когда мы стали лучше понимать мир детства, мы гораздо охотнее позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени. Принцип, согласно которому не следует считать ребёнка взрослым в миниатюре и применять к нему слишком высокие требования,
выдвинут крупнейшими научными авторитетами в области детской психологии. Но и эти требования возлагают на плечи родителей и воспитателей куда большую ответственность, чем прежний подход.
Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия - обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина - это процесс научения, образования, включающий средства и приёмы, с помощью
которых и осуществляется социализация.
Дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.
ВОПРОСЫ:
- А чего же мы хотим добиться, требуя дисциплины?
- Что включает в себя дисциплина?
(Достойный пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции, просьбы, обучение, предоставление ребёнку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта, и
всё это под разумным руководством взрослых. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.)
Для педагогов важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы поведение ребёнка соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе. Научить ребёнка следовать требованиям
общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Это сложная задача, и нам, взрослым удаётся решить её лишь отчасти, и мы практически никогда не можем добиться этого от детей.
2. Возрастные характеристики типов поведения у дошкольников.
Примерно с 3-х лет у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность.
Малыш путём простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.
Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребёнок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиниться требованиям соответствующей деятельности, вырастает в недисциплинированного человека.
В литературе описывается 3 типа поведения детей:
1. Дисциплинированный тип. Наблюдается во всех возрастных периодах дошкольного детства. В 3-4 года отмечено преобладание этого типа поведения. Дисциплинированные дети стремятся
следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения этих правил.
2. Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа искренне импульсивно. Они легко нарушают запрет, смущённо признаваясь в этом. К 5-7 годам склонность к такому
типу поведения заметно уменьшается и переходит либо в 1 тип (дисциплинированный) либо в 3 тип.
3. Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения легко нарушают правила, легко говорят неправду, лгут целенаправленно. Особенно ярко это проявляется в 5 лет.
Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по правилам данного сообщества.
Принципы, следуя которым, взрослый может повлиять на поведение ребё нка:
1. Внешний контроль за поведением детей младшего и среднего возраста. Для каждого возраста
средства контроля различны. Однако и вседозволенность и жёсткий авторитаризм оказываются непродуктивными в любом возрасте.
2. На ранних стадиях развития воспитательные приёмы могут основываться на организации деятельности ребёнка, например, с помощью интересных игр и игрушек, оборудования игровых площадок на улице и в помещении.
3. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его
внимание на другое действие, предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
3.1. Решение практических задач
Задача 1.
В воспитании ребёнка предпочтительнее использовать ограничения или дисциплинирование?
Ответ: Если стремиться воспитывать самостоятельного свободного человека, то мы должны учить ребёнка принимать решения. Но решения должен принимать он сам, учитывая нормы и интересы
общества, так как он живёт среди людей.
Использование вместо дисциплины «ограничения» является более гибким способом регулирования поведения. Это труднее, чем командовать, наказывать.
Ограничения охватывают следующие сферы:
- поведение ребёнка должно быть безопасным для него самого и окружающих его людей;
- предметы, которыми пользуется ребёнок, не должны причинять травм;
- ребёнок должен уметь отвечать за свои поступки;
- отношение к окружающим людям должно быть достойным и уважительным.
Задача 2.
Как разумнее вводить ограничения?
Ответ: Вводить ограничения можно разными способами, избегая директивных («Немедленно убери игрушки!»). Правильнее : «Очень неприятно, когда игрушки разбросаны по комнате».
Цель ограничений – научить ребёнка понимать то, что его поведение может быть неприемлемым для других. И он сам ответственен за свои поступки.
Смысл ограничений: «Твоё поведение нежелательно, и я верю, что ты изменишь его».
Если ребёнок игнорирует слова, то нужно повторить снова, ещё твёрже и точнее объяснить свои ожидания.
Задача 3.
В группу входит заведующая детским садом. Трое детей здороваются с ней, а большинство увлечены своим делом и не обращают на заведующую никакого внимания.
Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно- не помнят и не придают значения.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Дайте анализ ситуации.
Ответ:
Дети были обучены правилу здороваться, приходя в детский сад формально. Это правило не стало для них нормой поведения, у них не была выработана привычка.
Правило нарушается, если взрослые не помогают детям осознать необходимость его выполнения и не закрепляют его на практике.
Воспитание вежливого отношения к другому будет более успешным, если ребёнку будут не только объяснять нравственный смысл вежливости, но и станут постоянно общаться с ним в соответствии с нормами поведения. Только в этом случае вежливость из демонстрируемого образца поведения
перейдёт в прочный навык.
ПРАКТИКУМ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ГРУППЕ»
Инструкция «Назовите проблемные ситуации, которые бывают в группе, связанные с организацией дисциплины». (напр. Дети не хотят убирать игрушки, ребёнок кричит и бегает по группе, дети
играют, когда нужно начинать занятие и т. д.)
Памятка для воспитателей «Живём по правилам»
Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий и ситуаций в группе.
При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае.
Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни группы. Они касаются разных её аспектов:
Коммуникативные – регулируют взаимоотношение между детьми: если поссорился, надо
помириться; помочь, если у другого что- то не получается;
Организационные – нужно убрать за собой после игры; на лестнице надо идти друг за другом;
Коммуникативно-организационные – «я здесь играю, не убирайте»- ребёнок кладёт на это место значок- ладошку со своим именем.
Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл- убери» и др.
Требования к правилу:
Правило должно быть чётким, разумным, соответствовать уровню развития ребёнка (группы);
При формулировании правил следует избегать частицы «не»;
Правило эффективно, если оно небольшое по объёму и если сам воспитатель придерживается этого правила
Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5);
Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми;
Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия – всё равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить её течение в удобное и безопасное русло.
Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности,самосовершенствоваться, уважать себя.
Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественноразъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребёнка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если
он прав, ибо он просто невротичен для них.
Предъявлять требование к ребёнку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймёт ваше слово. Если взволнован- ему не до нас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребёнка к восприятию распоряжения.
Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Технология ведения и соблюдения правил:
Правила вводятся постепенно, поэтапно;
Предпочтительно их введение в начале учебного года;
Правила вводятся в специально отведённое для этого время;
Правила должны быть чёткими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
Правила демонстрируются воспитателем или ребёнком (проигрывание);
Правила периодически повторяются;
Для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций,
которые составляются вместе с детьми;
Если правила выполняются, плакаты убираются.
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, так как они:
Помогают ребёнку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
Помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребёнка;
Регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Что делать, если правила нарушаются?
Дать детям дополнительный шанс выполнять правило.
Похвалить тех, кто выполнил правило.
Оценивать поведение, а не личность.
Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
Проверить, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом : может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашёл с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
1. Формулируйте требования конкретно.
Например:
- В помещении группы ходи медленно.
- Поиграл- убери на место.
- Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь.
Так легче запомнить правило и понять его суть.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
- Не бегай! (Ходи медленно.)
- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос : «Чего нельзя?», но не даё т ответа на вопрос: «А что можно?»
3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
- Нельзя кричать в группе, но можно:
А) говорить спокойно;
Б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.
- Нельзя бегать, но можно:
А) ходить в помещении группы медленно;
Б) бегать на открытой площадке;
В) бегать на занятиях по физкультуре;
Г) бегать в специально отведённом месте.
4. Обсудите с детьми возможные нарушения правила.
Например:
- В помещении группы ходи медленно!
- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).
- Кукла бегает и падает (травма)
5. Создайте проблемные ситуации.
Например:
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить своё любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их
товарищи.
Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.
Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очерёдность, наглядно проиллюстрировав её «листами ожиданий» :
1. Серёжа- 10 минут;
2. Дима – 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным часам!
Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено).
Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.
Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться.
Например: «Пожалуйста, когда войдёте в группу, идите спокойно».
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нё м можно по-другому: «Вспомните правило». Малыши проговаривают его вслух, а потом выполняют, контролируя себя и своих товарищей.
Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нём ребята могут отмечать факты соблюдения или нарушения правила – прикреплять прищепку, брелок, смайлик и др. с именем или фото ребёнка к
кругу (красный цвет- нарушал правило всё время, жёлтый- иногда, зелёный – всегда соблюдал правило). Если малыш не хочет помещать свою прищепку на красный или жёлтый цвет, не нужно настаивать. Лучше поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет
нарушать правило., а сегодня его прищепка «спрячется».
Правило, которое уже отработано и дети выполняют без напоминания, можно оформить в книгу, например под названием «Наши законы». В группах можно сделать альбом под названием «Этого нельзя», чтобы дети учились запретам в игре, а не содрогались от окриков педагогов. В этом альбоме
могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичка в группе и др.
Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям. Например, в конце дня обсуждать события текущего дня, оценивать себя, как вели всё это время.
Воспитатель может задать вопросы ребё нку:
- А тебе удалось выполнить все правила?
- Ты затратил много усилий?
- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?
- Что нужно для того, чтобы исправить положение? Нежелательно, чтобы самооценку ребёнка исправлял воспитатель. Пусть это делают сами дети или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». В старшем возрасте это может быть инспектор правил, выбранный среди
детей.
Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели- двух, иногда месяц и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.
Например: правило «Если звучит песенка «На зарядку, мы строимся и идём в спортзал», не требует больших волевых усилий, интересно и желанно, доставляет детям радость. А правило «Поиграл- убери на место!» менее доступно, требует больше волевых усилий, а следовательно и
времени.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.
Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.
Можно использовать следующие способы взаимодействия с детьми:
Чаще обсуждайте последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека.
Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игры и игрушки, в которые лучше играть нескольким детям)
Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
Подчёркивайте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых помощь других людей помогла решить сложную проблему. Попросите рассказать о таких случаях детей.
Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве.
Поощряйте их попытки найти выход из ситуации. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребёнка.
Находите индивидуальные для каждого ребёнка формы поощрения поведения. Игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.
Подкрепляйте своё внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребёнка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
Чётко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребёнка, так и для окружающих.
Поощряйте сюжетно- ролевые игры, совместную игру, предоставляя игровой материал и пространство в группе.
Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребёнка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
Используйте как словесные, так и иные формы проявления к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, контакт взглядом, мимику, совместные с ребёнком деятельность, выслушивание, смех и т. д.
Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других.
Итог:
В любом случае педагогические методы и приёмы не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Детское поведение, черты характера – показатели педагогических усилий. Ребёнок делает то, что с него спрашивают.
Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает
нравственному становлению.
Требования, посредством которых добиваются от ребёнка определённых форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого.
Готовность ребёнка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта.
Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растёт, живёт, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребёнком.