Григорьева Наталья
Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.
Задачи
- преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения
- игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход семинара
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня речевого развития :
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
короткие связные высказывания;
непоследовательность при передачи содержание знакомого текста;
уровень информативности высказывания очень низкий и т. д.
Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи.
(Предложить педагогам разделиться на 2 команды)
Задание 1.
"Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Объяснить понятие речь.
Ответы педагогов
(Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.
Речь – это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.)
Задание 2.
Вопросы к педагогам (по выбранным билетам)
1. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
4. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
5. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
6. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
7. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
8. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
9. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
10. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
11. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
12. Какой должна быть речь педагога? (грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т. д.)
Подведение итогов
Задание 3.
Вопрос к педагогам
Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард.
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь.
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной.
/В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот.
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает.
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает.
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Подведение итогов
Задание 4.
Словесная карусель.
Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный.
Громкий – тихий.
Подведение итогов
Мы уже говорили с вами, что речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.
Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"
Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна
Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна
Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична
Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна
Подведение итогов
Задание 5.
Вопрос к педагогам
Что такое «моделирование»? Как ещё можно назвать? (мнемотехника)
(Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному :
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа)
Для чего нужны мнемотаблицы-схемы?
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов
• в последовательности одевания и раздевания
• При дежурстве
• При работе в центре познавательно-исследовательской деятельности
• По нравственному воспитанию
• По трудовому воспитанию
• На физ. воспитании
• На прогулке
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
Задание 6.
Изобразите любую пословицу или любое стихотворение с помощью схемы.
Подведение итогов
Задание 7.
Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.
Раз – присядка (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс,
Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх) –
Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца).
А лисята как проснутся (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трём руками глаза – просыпаемся,
Любят долго потянуться (потягиваемся,
Обязательно зевнуть (зеваем и прикрываем ладонью рот,
Ну и хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону).
А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)
И легонечко подпрыгнуть (прыжки).
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть,
Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу,
То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой,
Долго топчется на месте (переступаем с одной ноги на другую).
А кому зарядки мало (разводим руки в стороны перед собой) –
Начинаем всё сначала (руки на пояс!
Подведение итогов
Задание 8.
Какую роль играет семья в формировании речи ребёнка?
(Варианты ответов.)
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.
- Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи ребёнка-дошкольника?
(Составление памятки для родителей)
Факторы успешного речевого развития
(памятка для родителей)
*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
*Создавать условия для общения с другими детьми.
*Речь взрослого – пример для подражания.
*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
*Совместные игры взрослого и ребёнка.
*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
*Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
*Рассказывание стихов руками.