Лемара Джаппарова
Семинар практикум для педагогов дошкольных учебных заведений «Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара : совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в работе по сохранению и укреплению здоровья детей с помощью точечного массажа.
Теоретическая часть.
Публикация «Семинар практикум для педагогов дошкольных учебных заведений „Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Семинар, практикум
- Точечный массаж для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2015
Точечный массаж (акупрессура) – способ воздействия на биологически активные точки – надавливание на точки акупунктуры пальцем или пальцами. Воздействие на определенные точки вызывают раздражение нервных окончаний, мышц, сухожилий. Благодаря этому нормализуется кровообращение в массируемых зонах и органах, связанных с ними кровеносными и соединительно-тканными путями, увеличивается кровь и слизистые интерферонов, секретных антител, тимус факторов, повышающих сопротивляемость организма к вирусам. Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций. Но прежде посоветуйтесь с врачом-рефлекс терапевтом, узнайте, не противопоказан ли вам точечный массаж.
Массаж является одним из наиболее простых и общедоступных методов оздоровления детей. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививает им чувство ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами себе могут помочь и улучшить свое самочувствие.
Как помогает массаж?
Все мы устроены таким образом, что средства для предотвращения и излечения многих заболеваний находятся в нас самих - нужно только правильно их использовать. У человека есть девять биологически активных зон, воздействие на которые нормализует деятельность всего организма в целом и повышает его защитные функции.
Каким образом это происходит? Воздействие на определенные точки вызывает раздражение нервных окончаний кожи, мышц, сухожилий. Благодаря этому нормализуется кровообращение в массируемых зонах и в органах, связанных с ними кровеносными, нервными, лимфатическими и соединительно-тканными путями, увеличивается выброс в кровь и слизистые интерферонов, секреторных антител, тимус факторов, повышающих сопротивляемость организма вирусам.
Многолетние наблюдения ученых показали, что люди, регулярно делающие точечный массаж, реже болеют, ведь у них лучше функционируют все системы организма. Удивительно, но точечный массаж не только улучшает физическое состояние человека, но и благотворно влияет на его психическое состояние и интеллектуальные способности, ведь массаж регулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма. Перед проведением точечного воздействия желательно предварительно подготовить пальцы и кисти рук, сделав им легкий массаж или пальчиковую гимнастику.
Советы по проведению точечного массажа
- Точечный массаж можно и нужно делать ребенку с рождения и продолжать на протяжении всей жизни. С целью профилактики массаж делается 3-4 раза в день, а когда человек заболевает - желательно через каждые 30-40 минут, но не реже одного раза в 1,5-2 часа. Нужно обязательно соблюдать последовательность воздействий: начинать с зоны 1 и заканчивать зоной 9 (как показано на рисунке).
Воздействие на зону производится таким образом: сначала надавить на точку до ощущения болезненности, затем выполнить 9 вращений по часовой стрелке и 9 вращений против часовой стрелки.
В области шеи движения должны быть направлены только сверху вниз, на симметричные зоны можно воздействовать одновременно двумя руками.
- Особая осторожность требуется при давлении на области 2 и 3. Резкое надавливание на зону 3 может вызвать внезапное головокружение, так как здесь располагаются сонные артерии, а в области 2 - учащенное сердцебиение.
При точечном массаже происходит раздражение рецепторов. Импульсы идут в головной и спинной мозг, вызывая активацию важнейших нейроэндокринных образований и связанных с ними органов.
ТОЧКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Каждый орган связан с определенной зоной на коже, куда он посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких зон на коже тысячи. Но девять из них являются основными, так как они связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. Именно эти зоны и должны активироваться с помощью точечного воздействия.
Зона 1
В результате воздействия на эту зону проходят кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.
Зона 2
Связана со слизистой трахеи и вилочковой железой - центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту точку повышается сопротивляемость организма инфекциям.
Зона 3
Связана со слизистой гортани, глотки, щитовидной железой. При воздействии на эти зоны регулируется химический и гормональный состав крови, улучшается голос, исчезает охриплость.
Зона 4
При воздействии на точку нормализуется вегетососудистый тонус. Проходят головные боли и головокружения.
Зона 5
Расположена в районе остистого отростка 7-го шейного позвонка. Регулярное воздействие на эту точку активизирует сосуды трахеи, бронхов, сердца и вилочковой железы.
Зона 6
Связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши, улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание и уменьшаются головокружения в транспорте, на качелях.
Зона 7
Связана со слизистыми лобных пазух решетчатых костей носа, а также лобными отделами мозга. Уменьшается головная боль, проходит косоглазие. Улучшается память, внимание, трудоспособность.
Зона 8
Связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Эту зону можно назвать «зоной жизни». При воздействии на нее дыхание становится свободным. Улучшается настроение, поведение, характер, нормализуется рост и вес.
Зона 9
Воздействие на зоны рук приводит к нормализации многих функций организма и усиливает работу всех вышеперечисленных зон.
Практическая часть
Побудка «Дружные ребята»
Мы, все дружненько проснулись
Улыбнулись, потянулись,
Подышали ловко
Погудели громко
(у-у-у-у-у)
Поднимайте плечики, как в траве кузнечики.
1,2,3,4 –шевелим ногами
1,2,3,4 – хлопаем руками
Руки вытянуть по шире 1,2,3,4
Наклонились 3,4,
И педали покрутили
На животик повернуться,
Спинку сильно изогнуть.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу
На два счета мы поднялись 1,2
3,4 – руки вниз Движения соответствующие тексту.
Дышат носом.
Энергичные движения плечами
вверх-вниз.
Стопы на себя, от себя.
Хлопки руками.
Сгибать и разгибать руки в стороны
на каждый счет.
Наклониться вперед касаясь ног
руками.
Велосипед.
Лодочка.
Лежа на животе, руки вперед,
потянуться.
Встают с кровати.
(Дети имитируют движения по тексту)
Вос: Ребята, а теперь все присели на кроватки. А ну-ка скажите мне, вы проснулись? (Ответы детей)
Вос: А сейчас мы с вами поговори о здоровье. Кто мне скажет, что означает быть здоровым? (Ответы детей)
Вос: Правильно. А кто хочет быть здоровым? (Ответы детей)
Вос: Ребята, в ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его, об этом говорят мудрые слова. Послушайте:
Есть ли большая беда,
Чем болезни и нужда.
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу.
Вос: А как мы можем укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей)
Вос: Правильно, но сегодня мы с вами научимся себе делать точечный массаж для профилактики острых респираторных заболеваний. Но к нам сегодня придёт гость, с которым мы будем проводить точечный массаж. Я загадаю загадку, а вы отгадайте кто же это?
«Кто в дни болезней,
Излечит нас от всех болезней» (доктор)
(Ответы детей)
Вос: Молодцы, но доктором сегодня буду я. И так, начнем. Я буду загадывать загадку, а вы должны будете отгадать ее. Так мы будем знать с какой точки тела начинать массаж.
«Если ты удивишься, они поднимутся,
Ели ты рассердишься, они сдвинуться» (брови)
(Ответы детей)
Вос: Первая точка находится между бровями, внутренние уголки бровей. Указательными пальцами рук, слегка надавливаем, одновременно делаем круговые движения по часовой стрелке 9раз, и против часовой стрелке 9 раз.
-Молодцы, послушайте следующую загадку:
«Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит» (нос)
(Ответы детей)
Вос: Сейчас указательными пальцами рук, растираем крылья носа. (9ра, затем средними пальцами рук массируем ноздри круговыми движениями по часовой стрелке 9раз, и против часовой стрелке 9 раз.
-Следующая загадка:
«Оля слушает в лесу,
Как поют кукушки.
А для этого нужны,
Нашей Оле …» (ушки)
(Ответы детей)
Вос: Следующая точка уши. Указательными пальцами рук гладим стенку ушей 9 раз, затем указательными и большими пальцами пощипываем ушки.
- Следующая точка подбородок. Находим под подбородком ямочку, надавливаем слегка, и делаем круговые движения по часовой стрелке 9 раз и против часовой стрелке 9 раз.
- Следующая точка расположена между большим и указательным пальцем правой руки. Надавливаем слегка, и делаем круговые движения по часовой стрелке 9 раз и против часовой стрелке 9 раз. Затем тоже самое с левой рукой.
-А теперь мы с вами подышим.
Дыхательная гимн-тика «Надуваем шарик»
Вос: Все молодцы. Но пора уже вставать,
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем,
Потянулись, потянулись.
И друг - другу улыбнулись.