Елена Шевчук
Семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Цели:
Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях.
Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний;
Публикация «Семинар-практикум „Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к историческому прошлому Родины.
Форма проведения: работа педагогов в игровых группах.
Повестка дня:
1. Актуальность проблемы.
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Работа педагогов в игровых группах.
Актуальность проблемы. 1.(слайд)
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
Создание предметной развивающей среды.
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В группах могут быть оборудованы специальные зоны:
для детей младшего дошкольного возраста- уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).
для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки).
для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву, куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.
Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников2 (слайд)
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Ход семинара - практикума :(3слайд)
Начинается Родина с памяти
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
-А что такое Родина?
Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
(4 слайд)
Направления по патриотическому воспитанию дошкольников следующие :
Экологическое.
Историко-краеведческое.
Культурное.
- Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
- Каждый регион, город неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Игра с педагогами «Наша страна» (5 слайд)
Историко-краеведческое направление.
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
4. Древнее название России? (Русь).
5. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России).
6. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
7. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
8. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).
9. Официальная эмблема государства? (Герб).
10. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
12. Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести
СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие
КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир.
13. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).
14. Назовите адрес детского сада? (улица 50 лет Октября д. 8)
15. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
Предлагаю вам, выбрать по одному предмету из предложенного, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.
Игра «Символы России» (6 слайд).
Валенки. Босоножки. Кроссовки.
Сковорода. Тарелка. Самовар. Кастрюля.
Скрипка. Барабан. Балалайка. Гитара.
Барби. Робот. Матрёшка.
Такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. Но матрёшку мы ещё можем себе позволить купить.
Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.
Физкультминутка «Дружно за руки возьмёмся». (7 слайд)
Дружно за руки возьмёмся Взяли за руки друг друга
И по городу пройдёмся, Ходьба на месте.
Есть у нас дома большие, Поднять руки вверх.
Много есть домов поменьше. Наклоны вниз.
Зелень яркая вокруг Разводят руки в стороны.
На ветру качается Покачать руками вправо – влево.
Ты – мой друг и я твой друг, Вытянуть правую, затем левую руку
вперёд.
Пусть дружба не кончается! Рукопожатие, хлопки в ладоши.
«Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Игра с педагогами «Восстановите пословицы.»(Под №1 на столах)
1. Нет в мире краше. когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица,. а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика,. чем с родной земли сойдет.
4. Семья сильна,. хорошие дети растут.
5. Человек без Родины. будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье. что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца. Родины нашей.
8. Казак скорее умрет,. которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне,. будет Родина крепка.
Игра с педагогами «Вспомнить и дописать». (Под №2)
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …. (преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Казак на чужбине воюет, а жена …. (в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …. (мачеха)
Игра с педагогами: «Скажи иначе пословицу»(на столах)
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
Подвижная игра «Поясок» – с элемент народного костюма. (8 слайд)
Выходят 4 участника (нужны три ленточки).
Задание: Пока играет музыка, нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Экологическое направление. (9 слайд.)
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Интересное о птицах! Птицы Моздока. (9 слайд.)
Давайте назовём птиц (снегирь, сойка, синица, стриж, дятел).
1. Какой птицы нет в Моздоке? (Снегирей нет в Моздоке.)
2. Пение какой птицы подражает голоса животных (Сойка. Ярко-голубой цвет. Родственник –ворона, галки. Питается желудями, гусеницами, жуками).
3. Синица. Как различать самку и самца? У кого чёрное пятно на животе, у кого –полоска?.(Синица. Большая. У самца чёрное пятно на животе, у самки- полоска. Питается насекомыми. Пшеницу не ест, а питается семечками, орехами (расколоть надо ей, сало, жир).
4. У какой птицы крылья длиннее чем тело и с земли слететь не может?. (Стриж. Крылья длиннее чем тело. С земли слететь не может. 4 пальца вперёд. А сзади нет пальца, поэтому нечем оттолкнуться от земли. Если птица на земле находится, можно её взять и подняться на третий этаж и подкинуть, тогда она взлетит. Эта птица всё делает в полёте. Живёт на скалах или под окном 4,5 этажа. Питается в полёте мухами, пьёт- догоняет каплю воды. Как ласточка с водоёма. Спаривается, спят. Несколько раз за ночь поднимается высоко. Птица перелётная).
5. Какая птица занесена в красную книгу? (Дятел занесён в красную книгу. Сотрясение мозга нет. В одну секунду- 25 ударов. Язык с костями. Кость через весь язык, через ноздрю и в череп. Иголкой накалывает, есть клейкое вещество. Работает как амортизатор, как хрящ. Клюв трясёт, а череп слабо. Удар делаетстрого перпендикулярно).
Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах(10 слайд).-
Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми, является.
Игра «Угадай право».
Инструкция: Уважаемые педагоги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу) Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.
2. Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
3. (Буквы разные писать)- право на образование.
4. (У меня сестренки нет, у меня братишки нет.) – право на семью.
5.(Песенка про лето)- право на отдых.
6.(Песенка Айболита)- право на медицину.
7.(Песенка разбойников)- право на защиту.
8. И заключительная мелодия звучит. (Песенка «Про поросенка») – право на жилище.
- Что значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
-Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Попрошу Вас выйти, и сделать круг. Выставить ладоши и вложить друг другу пожелание, надежду, хорошее настроение… Вместе мы сила!
Спасибо Вам за внимание!
Я желаю вам удачи,
Она всегда пригодится.
Я желаю здоровья всем вам,
Его никогда не хватает.
Я желаю счастья вам
Оно всегда так ждется!