Марина Викторова
Семинар по правовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Правовому воспитанию дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка и успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров.
«Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Семинар по правовому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребенка. В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного доку- Конвенции о правах ребенка. Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.
Сокращенный перечень прав ребёнка (приводится по Конвенции о правах ребёнка)
*У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. (Статья 2.)
*Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. (Статья 6.)
*Право на сохранение своей индивидуальности. (Статья 8.)
*Право на общение с обоими родителями. (Статья 9.)
*Право свободно выражать свои взгляды и мнения. (Статья 12 и 13.)
*Право исповедовать любую религию. (Статья 14.)
*Право на свободу ассоциации и мирных собраний. (Статья 15.)
*Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. (Статья 16.)
*Право на доступ к информации. (Статья 17.)
* Право на защиту от всех форм насилия. (Статья 19.)
*Право на достойный уровень жизни. (Статья 27.)
* Право на образование. (Статья 28.)
* Право на отдых и досуг. (Статья 31.)
* Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. (Статья 32.)
* Право на защиту от жестокого обращения. (Статья 37.)
* Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. (Статья 38.)
* Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. (Статья 40.)
Какие задачи стоят перед педагогами?
Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения; Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка; Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека; Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
1. Выберите правильный ответ :
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка :
а) родители;
б) педагоги;
в) члены правительства
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство
ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 19 лет
Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
а) органы управления Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
2. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка :
* у детей есть только одно право : делать то, что им велят родители и воспитатели, все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью;
* ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам.
Как организовать эту работу?
Эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Необходимо:
Проводить различные виды игр, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии коммуникативных навыков и умений;
Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций);
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие.
Игровой момент
игра-викторина «Права литературных героев».
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
3. Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?
5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?»
6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
7. В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей?
8. В какой сказке грубо эксплуатировался труд детей? Какое из прав было нарушено?
Деловая игра
«Знатоки прав».
Вопросы для 1-ой команды:
1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН?
2. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка
3. Какая высокоразвитая страна ещё не подписалась под Конвенцией?
4. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека?
5. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН?
6. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка?
7. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?»
8. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь?
9. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
Вопросы для 2-ой команды:
1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей?
2. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребёнка?
3. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей?
4. Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции?
5. На какие виды деятельности делятся права ребёнка?
6. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику?
7. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребёнку перелили заражённую кровь?
8. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? Какое право они нарушили?
9. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище?
Творческое задание:
"Плакат-загадка" Коллективно изобразите какое-либо из прав ребенка с помощью фломастеров не подписывая само право. Покажите плакат - загадку другой команде