Нина Колесникова
Семинар «Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме разработки и реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
Задачи:
1. углубить теоретические знания педагогов по вопросам планирования;
2. совершенствовать практические умения педагогов планировать образовательный процесс в соответствии с ФГТ;
3. расширить педагогический кругозор педагогов по данной проблеме;
Публикация «Семинар „Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. активизировать творческую инициативу педагогов в коллективной подгрупповой работе.
Предварительная работа:
1. Изучение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре ООП ДО».
2. Изучение и анализ методической литературы, интернет-ресурсов по вопросу планирования образовательного процесса с учетом требований ФГТ.
3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по их запросу.
4. Оформление в методическом кабинете информационного стенда «Изучаем ФГТ».
Теоретическая часть:
План – это рабочий документ, с помощью которого Вы можете без затруднений решать поставленные программой задачи.
Планирование – заблаговременное определение четкого порядка, последовательности средств, форм и методов, с помощью которых вы реализуете и интегрируете образовательные области. Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить все виды деятельности детей.
Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
В новой форме планирования необходимо отразить основные положения ФГТ: (попросить ответить какие)
- комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса;
- интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей;
- возможность решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.
«Как мы понимаем комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»?
Вот краткая суть тематического планирования :
• выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью, которое проводится в первый день недели;
• все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
• на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
• для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
В первую очередь, тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям.
Задание «Найди правильный ответ»
Сколько образовательных областей выделено в ФГТ в качестве структуры обязательной части основной общеобразовательной программы ДОУ :
(10). Перечислить образовательные области.
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
2. Принцип последовательности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип повторности.
Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т. д.).
При составлении тематики необходимо учитывать:
1. Традиции Вашего дошкольного учреждения;
2. Государственные и международные праздники;
3. События повседневной жизни, например юбилеи детских писателей, книжных изданий и др;
4. Времена года;
5. Пристрастия и увлечения детей;
6. Региональный компонент – «День поселка» и др.
При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.
Давайте вспомним, кто является объектом педагогики.
Говоря о пристрастии и увлечениях деетй, нужно вспомнить ведущий вид деятельности дошкольников.
Принцип рациональности – понимается как умение определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение воспитанниками материала.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
• При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
• Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
• Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При планировании необходимо :
1. Учитывать возраст детей и их индивидуальные психические особенности.
2. Знать программу, по которой работает Ваше ДОУ, а также его приоритетные направления развития воспитанников.
3. Разработать систему темообразования;
4. Знать режим дня детей Вашей группы;
5. Учитывать время года;
6. Иметь в виду, что сквозь тему проходят все виды деятельности детей и формы работы, дети должны «прожить» тему;
7. Планировать временной отрезок «проживания» темы – одна-две недели, больше не надо, т. к. дети могут устать от нее. Если вы считаете, что что-то детьми не усвоено, то следующая тема может быть родственной предыдущей, но не такой же;
8. Обязательно в конце недели провести досуг, викторину, фестиваль, выставку или другие формы итоговой работы.
Календарный плана воспитательно – образовательной работы отражает
утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.
Планирование утреннего отрезка времени:
на месяц -
- труд в уголке природы;
- наблюдения;
- утренняя гимнастика;
- повседневный труд (дежурства);
- привитие КГН;
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
ежедневно -
- исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;
- развитие устной речи и выработке правильной интонации;
- стимулирование двигательной активности и др.
- индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Планирование прогулки :
на месяц –
- подвижные игры;
- труд;
- наблюдение;
- экскурсии;
- закаливающие процедуры;
ежедневно –
- работа с родителями
- сюжетно – ролевые игры;
- физические упражнения;
- индивидуальная работа.
Первая половина дня:
на месяц –
- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)
- дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
- труд по самообслуживанию
- привитие КГН.
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- закаливающие процедуры.
- праздники, досуги, развлечения
ежедневно –
- специально организованная деятельность
- виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
Вторая половина дня:
на месяц –
- повседневный труд (дежурства);
- привитие КГН;
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- закаливающие процедуры.
ежедневно -
- сюжетно – ролевые игры;
- физические упражнения;
- индивидуальная работа;
- работа с родителями
Практическая часть:
Задание «Разработка календарного плана на день»
1 группа: 2 младшая группа (тема недели «Золотая осень»)
2 группа: средняя группа (тема недели «Я и моя семья»)
3 группа: подготовительная группа (тема недели «Мир профессий»)
Подводя итоги, следует отметить, что комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, а также обеспечивает «полноту жизни» и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.