Елена Кривошеева
Семинар «Насколько вы разбираетесь в проблеме развития одаренности»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «одаренность».
2. Познакомить с формами проявления одаренности.
3. Памятка «Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте».
4. Сообщение «Детская одаренность как педагогическая проблема».
5. Рекомендации «Особенности работы с одаренными детьми».
Публикация «Семинар „Насколько вы разбираетесь в проблеме развития одаренности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Определение понятия «одаренность».
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Среди основных слагаемых одаренности принято выделять следующие составляющие:
Мотивация
Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы.
Направленность
Одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности.
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов, в каких либо областях деятельности.
К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Формы проявления одаренности.
Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.
У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.
Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры.
Структура умственной одаренности у детей дошкольного возраста может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной активности, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект.
Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. Известно, что для ребенка дошкольного возраста характерным является использование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наиболее существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справляться со своими непосредственными побуждениями, произвольно организовывать свое поведение.
Две группы способностей:
Первая группа — это способности к наглядному моделированию, с помощью которых ребенок направляет себя на раскрытие объективных связей и отношений действительности.
Вторая группа способностей — это способности к символизации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности.
Памятка «Модель детской одаренности»
Первый блок — это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности — это познавательная активность, понимаемая как проявление потребности ребенка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и основывается на целостном опыте ребенка.
Второй блок — операционный, который практически всеми авторами характеризуется через понятие способностей. В дошкольном возрасте умственные способности ребенка определяются, прежде всего, уровнем развития наглядного моделирования, позволяющего ребенку анализировать объективные свойства действительности и уровнем развития символизации, дающей возможность выражать свое отношение к реальности.
Третий блок — блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и пр. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется возможностями проявлений собственной субъектности в различных видах детской деятельности.
Детская одаренность как педагогическая проблема.
Сегодня проблема одарённости детей, их обучения и воспитания является одной из наиболее актуальных. Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования, для одарённых детей характерна потребность в знаниях.
Очень важная проблема - выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, а нередко реакция родителей бывает негативной. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, головных болях и т. п. В третьих, одаренные дети, попадая в коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.
Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность одаренности.
Работая с одаренными детьми необходимо :
- изучать индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка;
- преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей;
- уважать и обсуждать любую его идею;
- подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помнить о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка;
- подумать о методике обучения;
- центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. : СОЮЗ, 1997. -96с.
2. Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва - Воронеж; 1997 г.
3. Лейтес Н. С. Способность и одаренность в детские годы. – М. :1994
4. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с. 29-33.
5. Психология одаренности детей и подростков : Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведении 8. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.